Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях

Педагогика и воспитание » Педагогико-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях » Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях

Страница 3

Следует отметить, что до 1996 года школы в исправительных колониях (ИК) закрывались, однако в настоящее время наметилась устойчивая тенденция увеличения количества школ и учебно-консультационных пунктов (УКП). Тем не менее, 47,2% исправительных колоний не имеют школ или УКП, что затрудняет не только процесс интеллектуально-этического развития осужденных, но и процесс исправления в целом. Кроме того, в рамках академических учебных программ не всегда возможно решить вопросы эффективной нравственной переориентации осужденных, так как без целенаправленных тренировок законопослушного поведения невозможно сформировать навыки такого поведения. Поэтому необходимо использовать все виды образования, определенные законодателем, включая и дополнительное, позволяющее целенаправленно откорректировать и (или) развить определенные личностные характеристики человека, в том числе и интеллектуально-этические.

Не учитывает всех особенностей организации учебно-воспитательного процесса в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных существующая нормативно-правовая база. Ни один из действующих законов, регламентирующих деятельность региональных властей, не дает оснований для привлечения их внимания и средств к решению многочисленных проблем пенитенциарных учреждений, имеющих федеральное подчинение, но находящихся на территории конкретных субъектов федерации. Отсутствие таких законов позволило самоустраниться от решения проблем воспитательных колоний региональным властям всех уровней (за редким исключением в отдельных регионах). А без их понимания и поддержки, в том числе материальной, многим колониям решение значительной части задач остается не по силам.

Не в полной мере учитываются психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных, особые условия их обучения. Существующие учебные программы чрезмерно перегружены, отсутствует практическая направленность учебно-воспитательного процесса. В ходе реформирования российской системы образования проведены десятки различных экспериментов в разных регионах страны. Реформирование затронуло практически все направления деятельности общеобразовательной школы, тем не менее, даже не обозначив никаких существующих проблем пенитенциарного образования и воспитания.

До настоящего времени не разработаны теоретически обоснованные учебные программы по основным учебным дисциплинам, способствующие ускоренному обучению несовершеннолетних осужденных, биологический возраст которых не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее до настоящего времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась. Как не исследовалась и проблема создания теоретически обоснованных образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для школ воспитательных колоний с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Очевидно, этот пробел в педагогической науке вскоре все же найдет свое разрешение. При этом следует заметить, что данная проблема носит дискуссионный характер и может иметь разнонаправленные векторы решения, что делает ее еще более актуальной для будущих исследователей.

Перегруженность объема государственных образовательных программ и предельно допустимая нагрузка для учащихся школ воспитательных колоний никак не согласуются, что ведет к снижению эффективности учебного процесса и его влияния на формирование целостной индивидуальности воспитанника. Учебно-воспитательный процесс организован без учета особенностей развития сфер индивидуальности и личности воспитанника. Отсутствует педагогически выверенный индивидуальный подход к развитию личностных качеств каждого конкретного воспитанника.

Не сформированы до настоящего времени и пенитенциарные педагогические технологии, приемлемые для школ пенитенциарных учреждений. На необходимость технологизации всего исправительного процесса, иначе говоря, задачу выработки эффективных технологий, обеспечивающих процесс исправления осужденных, указывал в своих исследованиях профессор Ю.В. Гербеев но реальных шагов в этом направлении предпринято практически не было. Формирование педагогических технологий в воспитательных колониях должно проходить с учетом не только общих специфических условий и контингента, но и условий, особенностей и сложившихся традиций каждой отдельно взятой колонии. Потому создание универсальных пенитенциарных педагогических технологий, о чем говорится в исследованиях Ю.В. Гербеева, одинаково приемлемых для всех воспитательных колоний, без учета особенностей социальной и культурной среды каждого конкретного региона, особенностей самих воспитательных колоний, в масштабах огромной страны, какой является Россия, вряд ли возможно. Возможен, на мой взгляд, лишь перенос отдельных элементов таких технологий в условия конкретного учреждения. И такую возможность, и целесообразность должен определять педагогический коллектив школы конкретного пенитенциарного учреждения исходя из сложившейся специфики конкретной колонии и особенностей контингента воспитанников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Примеры реализации компетентностного подхода
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практич ...

Концепция информационной безопасности школьников и педагогические условия ее реализации
Формирование информационной безопасности школьников нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для школьник ...

Понятие – Информационно-образовательная среда
Современное образование вступило в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать, невозможно добиться заданного педагогического результата. Изменения, связанные с тем, что и ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru