Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях

Педагогика и воспитание » Педагогико-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях » Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях

Страница 1

Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей, значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и социальной поддержки подросткам. В результате они оказываются одиноки и психологически беспомощны на фоне утраченных связей со старшим поколением и более благополучной частью своих сверстников. Профессиональная группа лиц, работающая с несовершеннолетними преступниками (начальники служб, начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, психологи, педагоги, медицинские работники) нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию с целью координации усилий, направленных на ресоциализацию таких подростков и возвращение в социум физически и морально здоровых, полноценных граждан, устойчивых к негативному влиянию криминогенной среды.

Однако даже наиболее цивилизованная пенитенциарная система не сможет решить поставленные перед ней задачи, если для их реализации не будут подготовлены квалифицированные кадры педагогов, психологов, воспитателей, медицинских работников и других сотрудников.

Как уже отмечалось, одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики - исправление осужденных. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе исправления такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.

Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке у осужденного привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и направлены на конкретную личность. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на учебный процесс и воспитательные воздействия, на самих педагогов и воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление их исправлению. Разрешение этого противоречия - в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Решить эти вопросы была призвана реформа уголовно-исполнительной системы, начавшаяся в начале 90-х гг. прошлого века и до настоящего времени пока не завершенная.

Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция осужденного от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Сосредоточение криминогенной части осужденных, например, подростков в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Предпринимаемые попытки оградить несовершеннолетних осужденных от влияния взрослой криминальной среды (содержание в следственных изоляторах для несовершеннолетних), приносит определенные положительные результаты. Тем не менее, полного искоренения влияния уголовной субкультуры на несовершеннолетних осужденных избежать не удается. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню педагогов и воспитателей, их педагогическому мастерству.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Основные положения педагогической теории
Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания. Цель воспитательной работы предус ...

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. По мнению П. Г. Саморуковой, труд в природ ...

Информационная функция
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей. Требования к информации: актуальность; насыщенность; предельная конкретность; об ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru