Развитие экологической культуры в начальной школе

Страница 1

Формирование экологической культуры совершается в урочное время, при изучении предметов разного цикла, и во внеклассной работе. Содержанием внеклассной работы есть углубление того материала, который изучается на уроках, внеклассная работа дополняет урок.

В основе внеклассной работы лежит краеведческий принцип изучения и охраны природы, в то время как на уроке эти вопросы изучаются на всех уровнях: местном, государственном, глобальном. В этом и заключается, взаимное дополнение экологического образования и воспитания, на уроке и во внеклассной работы.

Эффективность усвоения знаний учениками зависит не только от методов и приемов, а и от форм организации их учебной деятельности.

А. И. Кузминский, А. В. Омеляненко говорят, что в процессе экологического воспитания и формирования экологической культуры могут использоваться разные формы организации воспитания. Форма работы – это четко выражена во времени и пространстве организация деятельности учащихся, связана с деятельностью учителя. Выбор той или иной формы воспитательной работы обусловливается разными факторами: задачами воспитания, уровнем развития первичного коллектива, индивидуальными особенностями развития школьников, объективными обстоятельствами, конкретными педагогическими ситуациями и др. В зависимости от этого выделяют такие формы работы: урок; учебные экскурсии на природу; разнообразные игры (соревнования, загадки, ролевые игры), написание и защита докладов, рефератов; обсуждение экологических проблем; проведение конференций, выставок, экспедиций, итоговых научных конференций; уголки природы в школе; группы быстрой помощи птицам и зверям в зимний период; туристическо-краеведческая работа и много других.

С точки зрения уровня общения определяют индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы.

С точки зрения использования источников и средств воспитательного влияния на школьников выделяют: словесные формы (собрания, доклады, беседы, дискуссии, конференции, устные журналы и др.); практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы и др.); наглядные формы (деятельность школьных музеев, выставок, тематических стендов и другие). Но все эти формы воспитательной работы классного руководителя связаны между собой, они дополняют и обогащают одна другую.

Г. Н. Каропа отмечает, что формирование экологической культуры происходит в урочное время, и во внеклассной работе, мы можем выделить такую форму организации деятельности учащихся как урок. Урок – это занятие, проведенное учителем с постоянным составом учеников одинакового уровня подготовки, объединенных в одну группу.

В. А. Сухомлинский писал: «Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно совершает обучение, воспитание и всестороннее развитие учащихся». Особенно актуальными, для развития экологической культуры, являются уроки природоведческого цикла. Перед каждым уроком стоят воспитательные требования, которые обуславливаются задачами всестороннего гармонического развития личности. На уроках в процессе обучения происходит патриотическое, экологическое, эстетическое и другие воспитания учащихся. На уроках мы можем сформировать у учащихся начальной школы первые представления об окружающем мире, живой и неживой природе, отношение к природе, которое проявляется в конкретном поведении.

Кроме урока, как основной формы организации деятельности в школе, Г. Н. Каропа выделяет и другие формы работы, которые могут использоваться для формирования экологической культуры младших школьников, а именно: семинары, практикумы, факультативы, экскурсии, домашняя работа.

Л. В. Кондрашова выделяет такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая может быть направлена на развитие экологической культуры – это экскурсия. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, который позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы, в естественных или искусственных условиях .

Задачи экскурсии: обогащать знания учащихся, устанавливать связи теории с практикой, развивать наблюдательность, актуализировать познавательные интересы, формировать научное мировоззрение. В процессе природоведческой экскурсии дети ведут наблюдения, за живой и неживой природой, обсуждают значение проведения природоохранной работы. Дети знакомятся с различными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменной времен года.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Классификация наглядных средств обучения и их виды
Наглядность - "Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений". На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом п ...

Церковь
На сельскую жизнь большое влияние оказывала церковь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Она давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных пр ...

Психология половых различий
Общеизвестно, что половой диморфизм относится к числу фундаменталь­ных, постоянных характеристик человеческого онтогенеза, а половое разделение труда в той или иной форме существует в любом человече­ском обществе. Проблема соотношения и изменения традиционных сти­лей жизни и психических свойств муж ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru