Развитие экологической культуры в начальной школе

Страница 1

Формирование экологической культуры совершается в урочное время, при изучении предметов разного цикла, и во внеклассной работе. Содержанием внеклассной работы есть углубление того материала, который изучается на уроках, внеклассная работа дополняет урок.

В основе внеклассной работы лежит краеведческий принцип изучения и охраны природы, в то время как на уроке эти вопросы изучаются на всех уровнях: местном, государственном, глобальном. В этом и заключается, взаимное дополнение экологического образования и воспитания, на уроке и во внеклассной работы.

Эффективность усвоения знаний учениками зависит не только от методов и приемов, а и от форм организации их учебной деятельности.

А. И. Кузминский, А. В. Омеляненко говорят, что в процессе экологического воспитания и формирования экологической культуры могут использоваться разные формы организации воспитания. Форма работы – это четко выражена во времени и пространстве организация деятельности учащихся, связана с деятельностью учителя. Выбор той или иной формы воспитательной работы обусловливается разными факторами: задачами воспитания, уровнем развития первичного коллектива, индивидуальными особенностями развития школьников, объективными обстоятельствами, конкретными педагогическими ситуациями и др. В зависимости от этого выделяют такие формы работы: урок; учебные экскурсии на природу; разнообразные игры (соревнования, загадки, ролевые игры), написание и защита докладов, рефератов; обсуждение экологических проблем; проведение конференций, выставок, экспедиций, итоговых научных конференций; уголки природы в школе; группы быстрой помощи птицам и зверям в зимний период; туристическо-краеведческая работа и много других.

С точки зрения уровня общения определяют индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы.

С точки зрения использования источников и средств воспитательного влияния на школьников выделяют: словесные формы (собрания, доклады, беседы, дискуссии, конференции, устные журналы и др.); практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы и др.); наглядные формы (деятельность школьных музеев, выставок, тематических стендов и другие). Но все эти формы воспитательной работы классного руководителя связаны между собой, они дополняют и обогащают одна другую.

Г. Н. Каропа отмечает, что формирование экологической культуры происходит в урочное время, и во внеклассной работе, мы можем выделить такую форму организации деятельности учащихся как урок. Урок – это занятие, проведенное учителем с постоянным составом учеников одинакового уровня подготовки, объединенных в одну группу.

В. А. Сухомлинский писал: «Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно совершает обучение, воспитание и всестороннее развитие учащихся». Особенно актуальными, для развития экологической культуры, являются уроки природоведческого цикла. Перед каждым уроком стоят воспитательные требования, которые обуславливаются задачами всестороннего гармонического развития личности. На уроках в процессе обучения происходит патриотическое, экологическое, эстетическое и другие воспитания учащихся. На уроках мы можем сформировать у учащихся начальной школы первые представления об окружающем мире, живой и неживой природе, отношение к природе, которое проявляется в конкретном поведении.

Кроме урока, как основной формы организации деятельности в школе, Г. Н. Каропа выделяет и другие формы работы, которые могут использоваться для формирования экологической культуры младших школьников, а именно: семинары, практикумы, факультативы, экскурсии, домашняя работа.

Л. В. Кондрашова выделяет такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая может быть направлена на развитие экологической культуры – это экскурсия. Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, который позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы, в естественных или искусственных условиях .

Задачи экскурсии: обогащать знания учащихся, устанавливать связи теории с практикой, развивать наблюдательность, актуализировать познавательные интересы, формировать научное мировоззрение. В процессе природоведческой экскурсии дети ведут наблюдения, за живой и неживой природой, обсуждают значение проведения природоохранной работы. Дети знакомятся с различными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменной времен года.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Проверка эффективности проделанной работы по воспитанию положительных взаимоотношений через совместную деятельность
На 3 этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика оценки уровня сформированности у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений, которая проводилась по той же методике, что и на 1 этапе. Получены следующие данные. Изучение взаимоотношений между детьми в гру ...

Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...

Влияние общественно-исторических условий на развитие человека
Образование как социальный институт имеет невероятное значение в судьбах общества. В процессе образования передается весь тот культурно-исторический опыт, накопленный за долгие годы человеческой истории, в процессе образования развивается личность, устанавливается ее позиция к миру, ее идеалы, обра ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru