Цель опытно-экспериментальной работы: экспериментально проверить эффективность использования комплекса дидактических игр направленного на формирование экологической культуры младших школьников.
Экспериментальной базой исследования стала Малиновская ОВК «ДУЗ-ОУЗ І-ІІІ ступеней» Малинского района, Житомирской области, экспериментом было охвачено 31 ученик 4-х классов. Самая детальная информация укрепление откоса грунта у нас на сайте.
Для проведения исследовательской работы были определены контрольный и экспериментальный классы. Экспериментальной группой был выбран 4–А класс, контрольной группой – 4–Б класс Малиновского ОВК «ДУЗ-ОУЗ І-ІІІ ступеней» Малинского района, Житомирской области. В экспериментальном классе формирование экологической культуры осуществлялось с помощью разработанной методики экологического воспитания младших школьников посредством дидактических игр.
Эксперимент проводился в естественных условиях.
Этапы экспериментальной работы.
І этап (сентябрь 2012г.) – констатирующий эксперимент. Цель констатирующего эксперимента: определить уровень сформированности экологической культуры учащихся 4–х классов.
В экспериментальной группе проверялась эффективность комплекса дидактических игр, направленных на формирование экологической культуры младших школьников. В контрольной группе занятия проводились в рамках традиционного обучения.
Для определения исходного уровня сформированности экологической культуры мы использовали методику Ю. А. Полещук. Уровни формирования экологической культуры устанавливались по критериям, представленным в таблице 2.1
Таблица 2.1 Критерии и показатели оценивания экологической культуры младших школьников
№ |
Критерии |
Показатели | ||
1 |
2 |
3 | ||
1 |
Экологические знания о единстве природы |
Знания о живой природе |
Знания о неживой природе |
Знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе |
2 |
Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром |
Соблюдение правил поведения в природе |
Научные и нравственные суждения по экологическим вопросам |
Знание причин загрязнения окружающей среды |
3 |
Участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды |
Внесение своего посильного вклада в охрану природы |
Участие в природоохранных мероприятиях: подкормка птиц зимой, развешивание скворечников и т.д. |
Забота о представителях животного и растительного мира |
Названные критерии позволили определить уровни сформированности экологической культуры у младших школьников: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (24–18 баллов): у младших школьников сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, высоко развиты потребности в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.
Средний уровень (18–12 баллов): у учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе, недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Новое в образовании:
Истоки декоративно – прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...
Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической ...
Подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов
Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2. Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1. С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической законом ...