Низкий уровень (1–12 баллов): младшие школьники показывают незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Дети не знают правил и норм поведения в природе.
Уровень сформированности экологической культуры оценивается в баллах: высокий уровень – 24-18 баллов, это соответствует 100-75%; средний уровень – 18-12 баллов, это соответствует 75-50%; низкий уровень – ниже 12 баллов, это соответствует 50% и ниже.
На этапе констатирующего эксперимента для определения уровня сформированности экологической культуры младших школьников была использована разработанная анкета:
Нравится ли тебе отдыхать на природе?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Нельзя ловить диких животных и приносить их домой.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Может ли человек существовать, что бы, не вредить живому вокруг?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На закрытых местах покров снега больше:
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Утром и вечером солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Летом солнце стоит над землей высоко, а зимой – низко.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ветер – это движение воздуха.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ромашка, зверобой, подорожник, мята, шиповник – лекарственные растения.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Ласточки, журавли, грачи, утки, стрижи – перелетные птицы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Шпаки прилетают к нам с юга первыми.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Утки и гуси не тонут потому, что их перья смазаны жиром и не промокают.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Весной в лесу нельзя шуметь, трогать гнезда и пугать птиц.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям?
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
В рыхлую почву легче проникает вода и воздух.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
В красную книгу заносят животных, растения, насекомых численность, которых уменьшается.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Леса называют «легкими» планеты.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Мировой океан состоит из 5 океанов.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На планете насчитывается 6 материков.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
На земле существует 3 расы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
Дети тоже могут участвовать в охране природы.
1) Да; 2) Нет; 3) Не знаю.
За каждый правильный ответ анкеты – 1 балл.
Результаты анкетирования контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Результаты анкетирования контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на констатирующем этапе эксперимента
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||||
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
Уровень знаний |
Учащийся, № |
Количество правильных ответов |
Уровень знаний |
1 |
17 |
средний |
1 |
14 |
средний |
2 |
10 |
низкий |
2 |
16 |
средний |
3 |
15 |
средний |
3 |
23 |
высокий |
4 |
6 |
низкий |
4 |
9 |
низкий |
5 |
23 |
высокий |
5 |
15 |
средний |
6 |
14 |
средний |
6 |
8 |
низкий |
7 |
9 |
низкий |
7 |
18 |
средний |
8 |
7 |
низкий |
8 |
10 |
низкий |
9 |
15 |
средний |
9 |
21 |
высокий |
10 |
20 |
высокий |
10 |
10 |
низкий |
11 |
11 |
низкий |
11 |
17 |
средний |
12 |
18 |
средний |
12 |
7 |
низкий |
13 |
21 |
высокий |
13 |
19 |
высокий |
14 |
6 |
низкий |
14 |
10 |
низкий |
15 |
16 |
средний | |||
16 |
20 |
высокий | |||
17 |
8 |
низкий |
Новое в образовании:
Сущность понятия «компетентность» и «ключевая
компетентность»
Обобщение исследований, проводимых в Западной Европе по проблеме ключевых конструктов, показывает, что общепринятого их определения нет. К ним относят ключевые квалификации (Германия), базовые навыки (Дания), ключевые навыки (Великобритания). Анализ предлагаемых структур и перечень этих конструктов ...
Определение понятия «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, психологическом значении этот термин можно определить как со ...
Кризис системы образования
С момента обретения независимости каждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательную модель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальной открытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше других продвинувшиеся в проведении рын ...