Другая проблема — загрязнение окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов, борьба с голодом и эпидемиями. Эти отрицательные явления промышленного производства, нищеты и антисанитарного состояния могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Одна из острых проблем — обеднение художественной культуры, размывание созданных человечеством духовных ценностей. Практика массовой псевдокультуры ведет к оскудению и разложению духа людей. Наконец, проблема международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.
Функциями общечеловеческого воспитания являются: развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению; обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество художественной культуры.
Основное противоречие общественного воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой,— среди части молодежи существует бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.
Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, питающие свободное общение детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание процессов, происходящих в мире, расширяется кругозор. Наконец, школьники принимают непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение окружающей среды.
Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено в процессе обучения. Помимо специального «Урока мира», учащиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках истории и других общественных дисциплин, которые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). На уроках музыки школьники разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связанные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры. На уроках физики они знакомятся с научными данными, которые добыты в результате тесного сотрудничества и совместных исследований российских и зарубежных ученых.
В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями России в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение учащимися деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.
Новое в образовании:
Особенности познавательной сферы подростков
Известный психолог Р.С. Немов так пишет в своих трудах: «Учение в школе – это организованный процесс. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида». Психология – необходимая основа математики. Еще делегаты 1 всероссийского съезда ...
Воспитание детей в труде
С самого раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участником разнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей и отношений. Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включал ...
Игровая деятельность ребенка
В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой, развивающей физические и психические возможности и в то же время предохраняющей от преждевременной встречи с жестокой реальностью. Дети играют так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Ребенок едет на деревянном ...