Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

Страница 1

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории — детей с задержкой психического развития (ЗПР).

В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка. По мнению исследователей Т. А. Власовой, И.Ф. Марковской, М. Н. Фишман и др., основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга или недостаточная деятельность центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития. Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфальтивное поведение и мышление. Природа явления задержки психического развития заключается в патологическом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройствах, связанных с деятельностью головного мозга. ЗПР проявляется: а) в снижении общего запаса знаний; б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности. При возникновении ЗПР значительную роль играют конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и органическая недостаточность нервной системы. В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР: конституционального происхождения; соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрально-органического генеза.

При ЗПР различной этиологии были выявлены следующие общие черты: низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно-действенных задач. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Кроме этого, отмечается низкий уровень самоконтроля, что особенно проявляется в учебной деятельности.

К началу школьного обучения у детей с ЗПР, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность. Принцип наглядности имеет большое значение в обучении детей с ЗПР. Мышление учащихся требует образности, конкретности воспринимаемого материала. Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды (Лебединская 2004: 62).

Все вышесказанное отличает детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. В условиях массовой общеобразовательной школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих, что еще более травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. В отличие от умственно отсталых детей у детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичные задания или выбирать адекватный стереотип поведения в аналогичной ситуации. Состояние эмоционально-волевой сферы и поведение детей с ЗПР соответствует как бы предшествующей возрастной стадии развития. Учебная мотивация отсутствует или выражена крайне слабо.

При задержке психического развития исследователи отмечают недоразвитие познавательной деятельности. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены достаточно широко в работах И.Ю. Кулагиной, В.И. Лубовского, Л.И. Подобед, Т.Д.Пускаевой, У.В.Ульенковой и других авторов. Несомненно, эти особенности будут влиять на усвоение знаний данной категорией учащихся, и в частности, на усвоение ими краеведческих знаний.

Отсутствие специальной литературы, рассматривающей особенности овладения краеведческими знаниями учащимися с ЗПР, аспекты выстраивания учебно-воспитательной работы, направленной на изучение родного края в специальной школе VII вида, с одной стороны, затрудняет исследование данной проблемы, а с другой стороны, позволяет опираться на характерные для младших школьников с ЗПР особенности развития, рассмотренные в психолого-педагогической литературе, которые необходимо учитывать в процессе их краеведческого образования.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Общая характеристика учебной деятельности в вузе
Предмет какой-либо деятельности – это то, на что направлена данная деятельность. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ...

Содержание управленческих функций, основные методы управления. Логика построения управленческого цикла
Управленческая деятельность руководителя ДОУ требует оперативности в решении самых различных вопросов, краткости и точности изложения мыслей, творческого, глубокого и гибкого подхода к реализации многочисленных задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Все это предопределяет необходимость ее пос ...

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru