Языковые особенности устно-поэтических произведений

Педагогика и воспитание » Формирование читательских умений младших школьников » Языковые особенности устно-поэтических произведений

Страница 5

Художественному языку русского устного народного творчества свойственны также гипербола и литота, метафора, олицетворение и сравнение. В отличие от авторской литературы, они нередко свидетельствуют о нерасчлененности художественного мышления народа, и в некоторых случаях бывает трудно провести четкую границу между чисто художественным приемом и метаморфозами мифологического мира.

Цель данных тропов – передача эмоционального фона произведения, усиление впечатления, заострение образа. Например, Илья Муромец берет в руки «шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов».

Да куда ни махнет, улица падет, А назад отмахнет — переулицы .

С той же целью используется сравнение. Например: «Опять день за днем будто дождь дождит, неделя за неделей, как трава растет, А год за годом, как река бежит»; или «Глазища будто чашища, ручища будто грабища».

Олицетворение часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами, например:

А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось,

Мочалами ноги изопутаны.

Характерно для языка русского фольклора обилие уменьшительно-ласкательных форм слов: пташечка, рученьки, молодешенька, матушка, рыбонька (иногда увеличительных: расшелковая трава, распобедная головушка, печище, кнутище), которые выражают симпатии героев, способствуют созданию определенного настроения. Широко используются краткие прилагательные.: из за чиста поля, быстра речка, со синя моря, светел месяц, повторения различных словосочетаний, слов, особенно незнаменательных частей речи (предлогов, союзов): Как по зорьке по вечерней по заре ., подвижность ударения: девица-девица, молодец-молодец, ясен -ясен.

Еще одно неотъемлемое свойство языка фольклорной традиции - символика (знаковость) образов (сокол ясный, сизый селезень символизировали «доброго молодца»; павушка, лебедушка, утушка - девушку, скаченые жемчужинки, разливная весенка - слезы). Поэтика повтора проявляется на этом уровне в том, что в знаках-образах конкретных фольклорных произведений нередко варьируются типовые единицы мифопоэтической модели мира, воплощаясь в произведениях в форме повторяющихся архаических мотивов (архетипов): вещая мать, мудрый старик, путь-забвение, похищение змеем и многое другое.

Анимистическое мировоззрение породило один из важнейших приемов устного творчества, общий для общенародной лирики и княжеско-дружинного эпоса, именно параллелизм в различных его видах.

Параллелизм предполагает сопоставление двух образов, один из которых имеет буквальное, другой - иносказательное значение: Полно, солнышко, из-за лесу светить, / Полно, красно, в саду яблони сушить, / Полно, девица, по молодцу тужить, / Полно, красна, по удалому тосковать .

Параллелизм может быть:

положительным,

«Закатилось красное солнышко за горушки высокие, за моря широкие, рассаждалися звезды частые по светлу небу, - нарождался Вольга сударь Буслаевич на свяой Руси", "Тут заря зарумянилась, белые облака закудрявились, - выезжает на поле на зеленое Дюк Степанович на добром коне».

отрицательным,

«Не пыль в поле пылится, не туман с моря подымается, не грозная туча накатается, не из той тучи молонья сверкает, - подымалась силушка зла-неверная Калина-царя, Тугарина», «Да и не дождь дождит, да и то не гром гремит, а и не гром гремит, да шум велик идет, - налетела на молодого Добрынюшку змея», «Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки расстилаются, - расстилается сын перед батюшкой», «Не заюшко в чистом поле выскакивал, не горностаюшка выплясывал, - выезжал там добрый молодец Михайло Потык сын Иванович».

символистическим,

«Едет Алеша пьян, шатается, к седельной луке приклоняется. Завидел Алешу Илья Муромец: Говорил я тебе, Алеша, наказывал - не пей ты зелена вина, не ешь сладки кушанья. Отвечает Алеша Илье Муромцу: Рад бы я не пить зелена вина, не есть сладки кушанья - напоил меня добрый молодец допьяна, накормил меня до сыта той шелепугой подорожною» (пир, как символ битвы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Коммуникативная компетентность как объект психологического исследования
Вне всякого сомнения, коммуникативная компетентность – одна из ведущих характеристик личности. Являясь составной частью общей социальной компетентности, она представляет собой многоплановую способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Содержание этого понятия разл ...

История и разновидности декупажа
Декупаж (Decoupage или découpage) – это искусство украшения предметов путем наклеивания элементов из цветной бумаги. Они сочетаются со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочее. Обычно какой-либо предмет, например, небольшие коробки или ...

Современное состояние проблемы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в практике общеобразовательной школы
Социокультурная ситуация в России в начале XXI века сопровождается сменой общественного порядка, остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица, резкое обни ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru