Языковые особенности устно-поэтических произведений

Педагогика и воспитание » Формирование читательских умений младших школьников » Языковые особенности устно-поэтических произведений

Страница 3

Богатство жанров, тем, образов, поэтики устно-поэтического творчества обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, до государственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Еще позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.). Смотрите подробности сухой спиральный насос у нас на сайте.

В начальной школе внимание уделяется следующим жанрам: пословица, скороговорка, загадка, сказка, былина, песенка.

Понимание произведения устного народного творчества обеспечивается не только знанием культурного контекста (мифология и христианство задают вектор его осмысления), язык является средством создания образной системы произведения.

С точки зрения традиционной фольклористики под языком устно-поэтических текстов подразумевают, прежде всего, особенности их синтаксиса, словаря и звуковой организации.

Фольклорный текст – это традиционный текст, поэтому он возникает и функционирует только благодаря, на основе и в соответствии с фольклорной традицией. Речевая стереотипия фольклора является одним из проявлений феномена универсальности народной культуры. В фольклорном тексте она реализуется в использовании традиционных общих мест, формул, постоянных эпитетов, сравнений, метафор, повторов, обращений, ассоциаций, параллелизмов и т.д. Регулярно повторяясь в фольклорном тексте, речевые стереотипы выполняют коммуникативные и мнемотехнические функции фольклора: они способствуют восприятию, запоминанию и воспроизведению устного текста в процессе его бытования.

По определению А.Н. Веселовского, «народная поэзия живет формулами . нет того личного элемента в описании, который вводит в него разнообразие, а есть одна, точно иконописная схема». Сама формульность понимается не как шаблонизация, а как действие особого способа выражения, принципиально отличного от литературного.

«Типические места» охватывают, как правило, все наиболее важные, узловые моменты содержания любого фольклорного жанра. Поэтому наличие системы «общих мест» в народно-поэтическом жанре можно рассматривать как показатель его сформулированности, зрелости, а в самих «общих местах» видеть концентрированное выражение стилевых свойств данного жанра. Один из них - тавтология, которую Ф.И. Буслаев считал самой характерной особенностью устного народного творчества.

Тавтология представляет собой повтор в одном контексте двух однокоренных слов: воля вольная, горе горькое, диво дивное, чудо чудное счудовалося, малым малехоньки.

Синонимика - также характерное явление для языка фольклорной традиции: гляжу-смотрю, кругом-около, поры-времени, плотно-каменно (сердечушко) щука-рыба, правда-истина, роду племени, попы-отцы, ума ралу на, оставила спокинула, знаю-ведаю, дружье-братьеприятели.

Тавтология и синонимика позволяют концентрировать внимание исполнителя и слушателя на наиболее значимом в данном контексте, способствуют передаче психологических переживаний: «рать сила великая», «талан-участь», «без бою, без драки-кроволития», «там на тую пору, на то времячко», «сослужи-тко эту служобку великую», «еще спит Илья да и не пробудится», «а не мало дело-то, великое», «прямой дорогой, не окольноей».

В фольклоре разные виды тавтологических сочетаний появляются гораздо чаще, чем в литературном языке и диалектах, так как тавтология выполняет функцию «выражения общего, типического, что характерно для художественного стиля устной поэзии .».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей
Социальный приют для детей и подростков – это воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. На момент прохождения преддипломной практики и реализации программы, в КОГКУ СО «Сунский социальный прию ...

Место и роль личности в образовательном пространстве
Система образования занимает ключевое место в процессе вторичной социализации (процесс первичной социализации человек проходит в семье, со дня его рождения до того момента как ребенок отправляется в школу) и формировании личности ребенка. Посредством образовательного процесса ребенок получает предс ...

Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы, значение
Систематический контроль знаний и умений учащихся - важная составная часть обучения. Методы контроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальных звеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала, закрепления и повторения, обобщения и систематиза ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru