Богатство жанров, тем, образов, поэтики устно-поэтического творчества обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, до государственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Еще позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.). Смотрите подробности сухой спиральный насос у нас на сайте.
В начальной школе внимание уделяется следующим жанрам: пословица, скороговорка, загадка, сказка, былина, песенка.
Понимание произведения устного народного творчества обеспечивается не только знанием культурного контекста (мифология и христианство задают вектор его осмысления), язык является средством создания образной системы произведения.
С точки зрения традиционной фольклористики под языком устно-поэтических текстов подразумевают, прежде всего, особенности их синтаксиса, словаря и звуковой организации.
Фольклорный текст – это традиционный текст, поэтому он возникает и функционирует только благодаря, на основе и в соответствии с фольклорной традицией. Речевая стереотипия фольклора является одним из проявлений феномена универсальности народной культуры. В фольклорном тексте она реализуется в использовании традиционных общих мест, формул, постоянных эпитетов, сравнений, метафор, повторов, обращений, ассоциаций, параллелизмов и т.д. Регулярно повторяясь в фольклорном тексте, речевые стереотипы выполняют коммуникативные и мнемотехнические функции фольклора: они способствуют восприятию, запоминанию и воспроизведению устного текста в процессе его бытования.
По определению А.Н. Веселовского, «народная поэзия живет формулами . нет того личного элемента в описании, который вводит в него разнообразие, а есть одна, точно иконописная схема». Сама формульность понимается не как шаблонизация, а как действие особого способа выражения, принципиально отличного от литературного.
«Типические места» охватывают, как правило, все наиболее важные, узловые моменты содержания любого фольклорного жанра. Поэтому наличие системы «общих мест» в народно-поэтическом жанре можно рассматривать как показатель его сформулированности, зрелости, а в самих «общих местах» видеть концентрированное выражение стилевых свойств данного жанра. Один из них - тавтология, которую Ф.И. Буслаев считал самой характерной особенностью устного народного творчества.
Тавтология представляет собой повтор в одном контексте двух однокоренных слов: воля вольная, горе горькое, диво дивное, чудо чудное счудовалося, малым малехоньки.
Синонимика - также характерное явление для языка фольклорной традиции: гляжу-смотрю, кругом-около, поры-времени, плотно-каменно (сердечушко) щука-рыба, правда-истина, роду племени, попы-отцы, ума ралу на, оставила спокинула, знаю-ведаю, дружье-братьеприятели.
Тавтология и синонимика позволяют концентрировать внимание исполнителя и слушателя на наиболее значимом в данном контексте, способствуют передаче психологических переживаний: «рать сила великая», «талан-участь», «без бою, без драки-кроволития», «там на тую пору, на то времячко», «сослужи-тко эту служобку великую», «еще спит Илья да и не пробудится», «а не мало дело-то, великое», «прямой дорогой, не окольноей».
В фольклоре разные виды тавтологических сочетаний появляются гораздо чаще, чем в литературном языке и диалектах, так как тавтология выполняет функцию «выражения общего, типического, что характерно для художественного стиля устной поэзии .».
Новое в образовании:
Слово учителя как метод преподавания
Слово учителя – особенное, аудиовизуальное (словесно-образное) средство реализации принципа динамического баланса, действенное средство развития творческих способностей учащихся, в системе познавательных и эмоционально-оценочных компонентов учебно-воспитательного процесса. Слово учителя, особенное ...
Особенности методических занятий физической культурой детей 3-7 лет
Обучение – составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка. Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью – всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания з ...
Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...