На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой.
Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: упражнения по ориентировке в структуре текста; при работе по совершенствованию техники чтения; упражнения на развитие четкости произношения: упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям; упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
При работе над выразительностью: упражнения на выяснение жанра произведения; упражнения на смысловой анализ текста; упражнения на поиск интонационных средств, разметку текста для чтения; упражнения на активизацию воображении; на привлечение творческих возможностей учащихся. Применяю различные виды практических действий на карточках и в тетрадях на печатной основе: подчеркивание важного в тексте; определение эмоционально-оценочной лексики, нужной мысли; расстановка условных знаков (определение темпа чтения, пауз, логических ударений, определение структуры текста); выписывание слов и предложений по заданию; словесная и живописная иллюстрация; запись своих мыслей, оценок, отношения к прочитанному; изображение схематичного и словесного плана.
При работе над техникой чтения: учителя применяют на уроках различные типы коррекционно-развивающих упражнений, систему тренировочных упражнений по формированию беглости чтения учителя.
Работа над данными упражнениями должна проводится в начале каждого урока чтения и включать в себя следующие пять, в основном, последовательно выполняемых упражнений:
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Чтение блоков буквосочетаний, слов, предложений.
Отработка дикции.
Коррекционно-развивающие упражнения.
Интонационная разминка.
Все упражнения предлагаются с учетом того, какой параметр чтения слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Тексты упражнений печатаются на карточках, можно читать с доски, произносить на память (скороговорки, чистоговорки).
С помощью таких активных действий с текстом у учащихся формируются и закрепляются конкретные читательские умения работы с текстом, а также учебные действия.
Устно-поэтические произведения (фольклор)– неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.
Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.
Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни.
Существует особый вид устного народного поэтического творчества – это детский фольклор. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:
произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);
произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или частоговорки).
В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Весьма ценным в решении данной проблемы является фольклорный материал.
Новое в образовании:
Народная игрушка и игры детей
Одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор — искусство, создаваемое народом и широко распространенное в быту. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др. Велико было воздействие на воспитание детей слова, произведений устного народного творчеств ...
Состав семьи и взаимоотношения ее членов
Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию - воспитания детей и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись ...
Методика обучения общеразвивающим упражнениям на разных
возрастных этапах
Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты: 1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений. 2. Раздача пособий. 3. Способы подачи упражнений. 4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений. На первом этапе об ...