Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений

Педагогика и воспитание » Формирование читательских умений младших школьников » Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений

Страница 4

Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место.

Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.

Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)

Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором.

Правила выразительного чтения былин:

Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа.

Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долей страстной патетики.

Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.

Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.

Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря.

В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи.

При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.

Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.

Кульминационный момент - это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.

Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей.

Особенности выразительного чтения мифов:

Миф читается серьезно, размеренно, величаво - торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.

В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).

Не допускается интонация бытовой речи, ирония.

При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.

Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.

Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.

На заключительном этапе урока предполагается обобщение результатов анализа. Формы обобщения, по мнению методистов, могут быть разные, это:

Выразительное чтение произведения.

Чтение по ролям и инсценирование.

Творческие пересказы разных видов.

Собственно творческие работы учащихся.

Составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru