Исполнение басни предполагается естественный, близкий к разговорной речи, тон. Чтец непосредственно обращается к слушателям и сообщает о событиях, которые как будто бы действительно имело место.
Если басня имеет стихотворную форму, то ее чтение предполагает обязательное соблюдение ритмических (построчных) пауз.
Речь героев читается с учетом особенностей их характеров, поступков, внешнего облика. Однако следует осторожно подходить к их изображению. Нужно лишь пересказать, процитировать речь басенного персонажа, но не стремиться «сыграть» его роль, перевоплотившись в образ (кроме чтения по ролям)
Чтение басни развивает образность и эмоциональность чтения. Обязательно при чтении учителем басни, целесообразно ориентироваться на видение того образа, который непосредственно нарисован автором.
Правила выразительного чтения былин:
Чтение былин происходит на ритмико-мелодической основе. Это героический эпос народа.
Былина повествует о героических подвигах богатырей, поэтому требует торжественного, величавого стиля исполнения, неспешного повествования, с некоторой долей страстной патетики.
Былина читается убежденно, с верой в достоверность излагаемых событий.
Особое внимание исполнитель должен уделять главному герою былины, голосом подчеркнуть отношение рассказчика к персонажу. Тембровая окраска голоса зависит от того, какие эпизоды из жизни героя запечатлены в былине. Особо следует выделять голосом те слова, которые рисуют облик героя и его поступки.
Голосом следует подчеркнуть контраст между главным героем и его врагами, интонацией надо передать негативное отношение рассказчика к супротивникам русского богатыря.
В бытовых сценах величавый тон может быть заменен интонациями живой разговорной речи.
При чтении следует выделить голосом образные слова и выражения: повторы, сравнения, параллелизмы, гиперболы и другое, на них надо сделать акцент.
Былина читается мерным напевом, чуть протяжно, с легким акцентированием размера и рифмы.
Кульминационный момент - это момент, который является главным для ребенка, которого он ждет с нетерпением.
Былины имеют огромное значение в воспитание любви к родной истории. Являются обязательными в становление речи детей.
Особенности выразительного чтения мифов:
Миф читается серьезно, размеренно, величаво - торжественно, несколько беспристрастно (в нем нет прямых высказываний повествователя о своем отношении к происходящему). Чтец излагает события как достоверные, с убежденностью в истинности происходящего.
В особо важных моментах звучат патетические интонации, пафос. Этого требует высокая тематика и идейное содержание мифа необычность героев и их деяний, сам стиль повествования (гиперболизация).
Не допускается интонация бытовой речи, ирония.
При чтении древних мифов, ребенок узнает о жизни героев.
Учитель должен прочитать миф так, чтобы ребенка заинтересовать, вызвать чувства к прочитанному.
Учителю очень важно знать методику работы над выразительностью речи. Уметь правильно и быстро руководствоваться ею. Педагог передает свои умения учащимся, прививает их с того момента, когда ребенок поступил в школу.
На заключительном этапе урока предполагается обобщение результатов анализа. Формы обобщения, по мнению методистов, могут быть разные, это:
Выразительное чтение произведения.
Чтение по ролям и инсценирование.
Творческие пересказы разных видов.
Собственно творческие работы учащихся.
Составление иллюстраций к прочитанному тексту или выставки рисунков, связанных с темой, героями, наиболее яркими и выразительными картинами произведения.
Новое в образовании:
Сравнительный анализ проявлений маскулинности, агрессивности и эмпатии в
группах подростков
1. Исследование маскулинности подростков по методике С. Бем На первом этапе проводилось исследование маскулинности подростков по методике Феминности – Маскулинности С. Бем. В исследовании принимали участие две группы подростков в возрасте 14-15 лет, проживающие в городе Владимире. Опросник предъявл ...
Возрастные особенности младших подростков
Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10–11 до 14–15 лет. Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и к верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своео ...
Разработка и реализация технологии, направленной на
формирование культуры общения на уроках информатики в УНПО
Программа по формированию культуры общения на уроках информатики Цели программы: 1) формирование навыков культуры общения в информационной среде; 2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, сист ...