В учебно-воспитательной работе с детьми все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых, в первую очередь, необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство – это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. В исследовании Р.Н. Смирновой показано влияние ознакомления детей дошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народов Приамурья.
Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Таким образом, тема курсовой работы «Подготовка к занятиям по декоративно-прикладному искусству в 5–7 классах на примере декупажа» является современной и актуальной.
Объект исследования: процесс подготовки к занятиям по декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования: использование элементов декупажа в работе с детьми среднего школьного возраста.
Цель работы: выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства и процесса подготовки к занятиям с детьми среднего школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.
2. Выявить возрастные особенности детей среднего школьного возраста.
3. Выявить особенности подготовки детей к занятиям по декупажу.
Новое в образовании:
Формы и методы формирования навыков самообслуживания у детей из
неблагополучных семей в условиях социального приюта
Самообслуживание людей включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении способствует подготовке детей к жизни, к труду. Формирование навыков самообслуживания происходит в учебных заведениях, лагерях отдыха, в форме обучения как игры, и других формах общения. На занятия ...
Различные формы конференций как формы повышения квалификации
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференции по педагогике развития и "2-ую Всероссийскую конференцию "Открытое дополнительное образов ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" (ЗПР) употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений ре ...