Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей личности

Педагогика и воспитание » Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей личности

Развитие культуры, культурный прогресс, происходит за счет таких двигателей, как гениальные личности, талантливые люди. Их уникальное сознание способно придумывать новые формы искусства, новые стили и оттенки уже созданного. Изначально таким людям не доверяют, их не слушают, но позже к ним обязательно приходит признание, и их имена, вместе с новыми идеями остаются в памяти на долгие годы. Тенденция недоверия, а позже признания, тянется сквозь всю историю искусства, однако к настоящему времени можно увидеть некоторые изменения. Умение неординарно мыслить становится востребованным качеством, большой багаж знаний и навыков порой не просто приветствуется, а является обязательным.

Возрастание потребности в творческих, активных и разностороннеразвитых личностях, наряду с ростом требований к уровню знаний, которыми должен обладать школьник, обусловлено ускорением темпов развития современного общества: на протяжении жизни одного поколения происходят неоднократные и крупные изменения в политической карте мира, в производстве, сфере потребления и в образе жизни. Задача образовательных учреждений состоит уже не только, в том, чтобы наполнить головы подрастающего поколения знаниями истории, математики и других дисциплин, но и подготовить детей к жизни в быстро меняющихся условиях.

Общее школьное образование направлено на изучение конкретных предметов, а подходы, используемые при обучении, определяют формальность образования. Учитель, объясняя материал, ориентируется на средний уровень знаний учеников. При этом школьники, находящиеся на более низком уровне, «слабые» в данной дисциплине, в силу собственных склонностей, имеют такую же возможность усвоить урок, как и не придать ему значения вовсе. Что же касается «сильных» и заинтересованных ребят, они просто скучают, не получая знаний необходимого им более высокого уровня. Строгая балловая оценочная система не позволяет школьнику выбирать и развиваться в своей индивидуальности.

Стратегия современного школьного образования лишь отчасти направлена на возможность учащихся развиваться как личность, посредством развития своих творческих способностей. При всей несомненной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований этой проблемы следует отметить, что в условиях модернизации системы образования она остается открытой для научного поиска. Современная школа испытывает острую необходимость в обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватном технологическом обеспечении процесса развития творческого потенциала личности.

Основное общее образование – это промежуточная ступень среднего (полного) общего образования Российской Федерации, являющегося центральным звеном системы образования РФ, которая включает в себя:

средние общеобразовательные школы;

школы с углубленным изучением отдельных предметов;

гимназии;

вечерние школы.

В соответствии с действующим законодательством, основное общее образование является обязательным и общедоступным.

Дополнительное образование — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Различие этих двух учреждений заключается в их направленности, а именно общее образование в лице средней школы ставит своей целью дать общие и разнонаправленные знания, и, что важно, в обязательном порядке. В свою очередь дополнительное образование в лице школ искусств, кружков и секций по интересам занимается развитием личности в направлениях, соответствующих способностям и интересам учащихся.

Дополнительное образование, существующее как под крышей общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них, дает возможность школьнику искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе.

Специфика дополнительного образования заключается в увеличении пространства для развития творческой, познавательной активности школьников; помощи ребенку развить и реализовать лучшие личностные качества; способствовании в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Дополнительное образование, в отличие от общего, является личностно-ориентированным. Личностно-ориентированное образование – это такое образование, которое необходимо для решения проблем, значимых для личности. Оно обеспечивает возможность использования таких способов решения проблем, которые будут способствовать развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.

Таким образом, основная проблема дипломной работы определяется в контексте необходимости оценки роли современной системы образования в процессе формирования личности. Актуальность данной проблемы обусловлена неоднозначным характером процессов реформирования системы образования в текущий момент развития российского общества. Как уже было отмечено ранее, российская система общего образования не является монолитной, т.е. в рамках ее структуры можно выделить различные образовательные блоки и направления, содержание и задачи которых могут существенно расходиться. Следовательно, проблематичным представляется выбор единой траектории и направления развития для всех структур и участников процесса образования. Однако если же мы становимся на позицию плюрализма целей, форм и задач образовательной практики, то перед каждым участником системы образования возникает проблема определения собственных целей и принципов. Проверенный веками идеал «гармонично и всесторонне развитий личности», не подвергаясь сомнению, тем не менее, интерпретировался каждой эпохой по-своему. Кто выступает олицетворением «образованного человека»? Какая точка зрения обладает преимуществом перед остальными? Сфера политики нуждается в лояльном налогоплательщике и избирателе, юстиции нужен добропорядочный законопослушный гражданин, экономике эффективный специалист, обществу адекватный коллега, член семьи или сосед.

Образованный человек – это энциклопедист и авторитет в любой сфере, интеллигент и активный член гражданского общества, преуспевающий в своей профессии работник? Каков в таком случае «взгляд» из сферы культуры? Если двигателем и ретранслятором (посредником) культуры выступает творческая личность, то какая из форм образования способна заложить в человеке стремление к творчеству и развить его творческий потенциал? Очевидно, что внимание к духовным потребностям человека и участие в развитии его творческих способностей должно сопровождать человека с самого юного возраста, а, следовательно, основным агентом (участник) этого процесса выступает общее образование. Таким образом, основной проблемой работы является выявление форм образовательной практики в рамках общей системы образования, способствующей развитию творческого потенциала личности.

Основная гипотеза может быть сформулирована следующим образом: потенциал системы общего образования в направлении развития творческого потенциала личности ограничен формализованным подходом к процессу образования и его стандартизованным целям, возможность снятия этого ограничения связанна с расширением (дополнением, включением) в образовательный процесс системы дополнительного образования.

Косвенной проблемой исследования является рассмотрение различных форм реализации творческих способностей личности, решение данной задачи является предварительным условием достижения цели дипломной работы.

Объектом исследования является система дополнительного образования; предметом — условия развития творческих способностей личности.

Цель работы: выявить роль дополнительного образования в развитии творческих способностей личности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Раскрыть теоретические основания анализа творческих способностей в образовательном процессе.

Выявить особенности функционирования дополнительного образования посредством анализа его принципов, целей и методов.

Выделить возможные противоречия работы учреждений дополнительного образования и учреждений общего образования.

Определить роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала личности.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава посвящена рассмотрению основных понятий исследования: личность, творческие способности, личность в образовательном пространстве, проводиться анализ существующей общеобразовательной системы. Во второй главе рассматривается дополнительное образование, специфика работы учреждений дополнительного образования, взаимодействие общего и дополнительного образования. В третьей главе – практической, описаны результаты исследований, направленных на рассмотрение проблем, выявленных в теоретической части работы, которые были проведены в учреждениях общего и дополнительного образования. – по просьбе Куликова структура работы.

В рамках настоящей работы будут представлены материалы, полученные с помощью методов исследования и сбора информации. В первой части работы будут использованы общетеоретические методы исследования: сравнение, типологизация, сравнительный анализ, дескриптивный (описательный) метод, проблематизация (критика сложившихся подходов и точек зрения к анализу объекта исследования). И эмпирические методы, которые будут использованы при апробировании результатов теоретической части исследования на практике: анкетный опрос и экспертное интервью, анализ школьной документации.

Степень разработанности проблемы:

Проблемы развития личности и ее творческих способностей, специфики и функционирования систем общего и дополнительного образования, изучаются такими науками как социология, психология, досуговедение, педагогика. В этом плане значительную ценность представляют работы З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, и др. Проблемами сущности и природы человека как субъекта деятельности и отношений занимались С.Л.Рубинштей, А.И. Розов, С.Н. Жданова. Процессы становления личности и самоопределения ребенка интересовали А.В. Мудрик, Г.И. Щукину, Л.П. Буеву, А.Ц. Гармаева и др. Критические идеи о сущности образования принадлежат таким ученым, как А.А. Ахмедова, В.А.Березина, Г.М. Бирюкова, П. Фрейре, П. Мак Ларен и др.; идеи о специфике функционирования дополнительного образования принадлежат О.Е. Лебедеву, В.И. Семеновой, А.И. Щетинской и др.

Альфред Адлер подчеркивал роль общественных интересов и одним из первых ввел в психологию мысль о целостности и уникальности личности. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером, так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их праобразами, которые формируются на протяжении жизни.

Е.В. Алфеева в своих исследованиях, указывает на необходимость гармоничных отношений в семье для развития креативности у ребенка.

Ю. Б. Гиппенрейтер синтетическая точка зрения о врожденности/ приобретенности творческих способностей.

В свое статье «О педагогическом аспекте теории диалога», М.С. Каган рассматривает монологическую и диалогическую установки учителя. Монологическая установка не предполагает обращения к слушателю как к конкретному лицу, и не подразумевает реакции, диалогическая установка – требует реакции, эмоционального или интеллектуального отношения к говорящему. Целью диалога как формы духовного общения, как утверждает Каган, является общность, а целью монолога — информирование или управление.

Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева разработали теорию успешности образования при условии совместной работы общего и дополнительного образования. В качестве примеров исследователи называют четыре вида возможных взаимодействий. При первом виде работы общего и дополнительного образования мало сочетается. Второй вид имеет свою структуру, неярко выраженную и потому, работу не удается построить на единой содержательной основе. Третий вид характеризуется разнообразными творческими объединениями, которые работают на основе единой образовательной программы, а педагоги каждой из сфер образования могут координировать деятельность. Четвертый вид предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы.

Новизна данной исследовательской работы заключается в рассмотрении факторов и процесса развития личности, ее творческих способностей, а также механизмов работы общего и дополнительного образования на материалах Томска и Томской области. В рамках данной работы были проведены сравнение и анализ взглядов практиков специалистов, экспертов в сфере образования с одной стороны, и учащихся – с другой.

Методологическую основу исследования составляют психологоаналитический подход А. Адлера и компетентностный подход О.Е. Лебедева.

В исследовательской работе используется психоаналитический подход А. Адлера, который характеризуется тем, что основные моменты и проблемы взрослого поведения объясняются событиями и переживаниями его детства. Самые разнообразные детские впечатления, либо детские решения и привычки могут накладывать серьезное влияние на взрослую жизнь. С помощью этого подхода можно объяснить природу склонностей человека к той или иной сфере и пути развития склонностей к творчеству.

Компетентностный подход О.Е. Лебеда проявляется в сфере образования. Согласно данному подходу основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. С учетом этого в школах должны формироваться такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Согласно данному подходу образование – это не простое получение знаний, а развитие способности самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные проблемы, возникающие в различных сферах и видах деятельности.

Данная глава посвящена рассмотрению основных понятий исследования, таких как личность и творческие способности личности, природа и условия их происхождения, факторы, влияющие на возникновение и развитие творческих способностей, а также теории философов, социологов и психологов, рассматривающих эти явления.

Во втором параграфе будет рассматриваться феномен общего (школьного) образования и его влияние, как развивающее, так и тормозящее на развитие творческих способностей личности.

Новое в образовании:

Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних ...

Психология половых различий
Общеизвестно, что половой диморфизм относится к числу фундаменталь­ных, постоянных характеристик человеческого онтогенеза, а половое разделение труда в той или иной форме существует в любом человече­ском обществе. Проблема соотношения и изменения традиционных сти­лей жизни и психических свойств муж ...

Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. Социально-психологическое обеспечение воспитательной дея ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru