Вопросу что такое личность множество философов дают различные определения.
Известный психолог, основоположник психоанализа, Зигмунд Фрейд отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, считая, что решающее значение в вопросе формирования личности принадлежит сексуальному фактору.
Его ученик Карл Юнг (швейцарский психолог и философ XX в.) отрицал идеи, согласно которым становление личности обусловлено её опытом, обучением и воздействием окружающей среды, считая, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения», что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».
В свою очередь Альфред Адлер (австрийский психолог, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии) подчеркивал роль общественных интересов и одним из первых ввел в психологию мысль о целостности и уникальности личности. Теория личности Адлера представляет собой систему основанную на нескольких основных положениях, объясняющих пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера. Адлер почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков зачастую определяются надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта цель может быть «фикцией», идеалом, который не может быть реализован, но тем не менее оказывается стимулирующим фактором, определяющим устремления человека.
Второе положение — стремление к превосходству, рассматривается Адлером в качестве специфической человеческой цели. Он связывает это стремление с такими формами поведения, как разрушение идолов, ограничений и норм; а также с развитием таких личностных черт как властолюбие, напористость, дух противоречия, заносчивость, с одной стороны, и покорность, послушание, скромность, завистливость и злорадство, с другой. Адлер показывает, к каким социальным последствиям могут привести указанные тенденции и возникающие на их основе личностные особенности человека — «к конфликтам, враждебности и отчуждению, а в крайних случаях — к нервному срыву и душевным заболеваниям, при которых стремление к превосходству переходит в манию величия».
Следующее положение – чувство неполноценности, само по себе, не является признаком патологии. Но в будущем оно может проявить себя в виде комплекса неполноценности или комплекса превосходства, это достигается балованием или отвержением ребенка, проявленным в детстве.
По представлениям Адлера, общественный (социальный) интерес выступает основой интеграции в общество. Ему свойственны готовность быть несовершенным к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности.
Стиль жизни выступает компенсацией конкретной неполноценности. Жизненный стиль физически слабого ребенка – совершение того, что может сильный. В свою очередь неумный ребенок будет стремиться к интеллектуальному превосходству. Здоровый, нормальный стиль жизни, по Адлеру, отличается тем, что человек хорошо адаптирован к обществу и общество извлекает выгоду из его деятельности. Адлер говорит, что «уже младенец старается оценить свои силы, свой удел . Значение жизни постигается в первые четыре-пять лет и подходит к нему человек через блуждания и потемки, ощупью, через ощущения, догадки, намеки, приблизительные объяснения . К концу пятого года жизни ребенок достигает единого, кристаллизированного образца поведения, вырабатывает свой стиль решения проблем . Теперь он воспринимает мир через устойчивую схему восприятия».
Новое в образовании:
Место и роль личности в образовательном пространстве
Система образования занимает ключевое место в процессе вторичной социализации (процесс первичной социализации человек проходит в семье, со дня его рождения до того момента как ребенок отправляется в школу) и формировании личности ребенка. Посредством образовательного процесса ребенок получает предс ...
Психолого – педагогические и социальные особенности старших подростков
Возрастные психологи выделяют в онтогенезе человека от рождения до смерти три большие эпохи, каждая из которых состоит из нескольких периодов. Эти периоды принято называть психологическими возрастами. Одним из таких периодов является подростковый возраст. Он начинается после младшего школьного возр ...
Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании
Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человечес ...