Педагогические программы дополнительного образования

Страница 1

Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. относят:

Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.

Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

• познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одаренных детей;

• социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;

• раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;

• развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.

Реализация указанных целей обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие педагогических программ состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Таким образом, педагогические программы дополнительного образования рассматриваются как прикладные, практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Их целью является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций с помощью обучения, общественно полезной практики и досуга.

Проектирование педагогических программ обусловлено принципами массовости, личностной ориентации, общедоступности, креативности, единства обучения, воспитания и развития.

Сочетание массовости и личностной ориентации определяет ориентацию педагогических программ, позволяющую каждому желающему освоить соответствующее его индивидуальным возможностям и потребностям содержание.

Ориентация на развитие креативности отражается в создании условий для практической «пробы сил» в различных областях жизнедеятельности.

Педагогические программы включают в себя все основные сферы взаимодействия человека с предметной средой, предоставляют возможность ребенку проявить себя в деятельностных сферах: «человек – человек», «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — знаковая система».

Исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. разделяют педагогические программы на два основных типа по своей направленности: образовательные и досуговые.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Практические рекомендации педагогу по работе с детьми страдающими СДВГ
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте похвалы для ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Изменяйте режим занятия – устраивайте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и ...

Страны Азии в период колониализма
Страны Азии в прошлом в большинстве своём колонии и полуколонии империалистических держав или зависимые от них страны, которые пользуются политическим суверенитетом, но, входя в орбиту мирового капиталистического хозяйства, остаются в той или иной степени неравноправными "партнёрами" высо ...

Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru