Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. относят:
Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.
Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и областях, выходящих за рамки программ школьного образования.
Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.
Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.
Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.
Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.
Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:
• познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одаренных детей;
• социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;
• раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;
• развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени.
Реализация указанных целей обеспечивается их направленностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие педагогических программ состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программ, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.
Таким образом, педагогические программы дополнительного образования рассматриваются как прикладные, практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Их целью является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций с помощью обучения, общественно полезной практики и досуга.
Проектирование педагогических программ обусловлено принципами массовости, личностной ориентации, общедоступности, креативности, единства обучения, воспитания и развития.
Сочетание массовости и личностной ориентации определяет ориентацию педагогических программ, позволяющую каждому желающему освоить соответствующее его индивидуальным возможностям и потребностям содержание.
Ориентация на развитие креативности отражается в создании условий для практической «пробы сил» в различных областях жизнедеятельности.
Педагогические программы включают в себя все основные сферы взаимодействия человека с предметной средой, предоставляют возможность ребенку проявить себя в деятельностных сферах: «человек – человек», «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — знаковая система».
Исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. разделяют педагогические программы на два основных типа по своей направленности: образовательные и досуговые.
Новое в образовании:
Система
работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического
воспитания детей среднего дошкольного возраста
На основе данных констатирующего этапа эксперимента мы определили, что формирующую работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста через трудовую деятельность мы будем проводить с детьми группы № 2 - экспериментальной. Для этого мы определили направления работы с детьми: - приобщение де ...
Практические советы по
безопасности для детей разного возраста
Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма слож ...
Диагностика уровня развития теоретического мышления младших школьников
Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина – Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности, в процессе курирования и экспертизы учебного процесса возникает необходимость в провер ...