Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А.С. Пушкина, г.Томск, и дополнительного образования, Детской школы искусств, д. Кисловка.
Для измерения ценности творческой активности в глазах учащихся респондентам было предложено ответить на вопрос о присутствии творческого потенциала в каждом человеке, что позволило получить следующие результаты.
Таким образом, подавляющий процент опрошенных – 68 % считают, что творческие способности присущи каждому человеку, а, следовательно, творчество является необходимой составляющей развития личности. Однако треть опрошенных (32 %) считают, что не каждая личность обладает творческими наклонностями. Примечательным является то, что ответ на данный вопрос не вызвал затруднения ни у одного респондента, это демонстрирует, что уже в период обучения в школе у человека складываются четкие представления о творчестве и его роли в жизни личности.
На конкретизацию данных по первому вопросу направлен второй уточняющий вопрос, предлагающий респондентам уточнить понятие творческой личности.
Полученные результаты показывают, что понятие — творчество — прежде всего, связывается в сознании учащегося с нестандартным образом мышления (60 %), 20 % опрошенных считают творческими личностями тех, кто обладает талантом, т.е. творческими способностями. Чуть меньшее количество опрошенных, 16 %, относят создание чего-то нового к отличительным чертам творческой личности. Интерес к культуре и искусству (8 %) и принадлежность к творческой профессии (4 %), по мнению опрошенных, также может определять личность как творческую. 4 % опрошенных учеников не нашли среди данных ответов подходящего под их понимание творческой личности и потому дали другие варианты ответа.
Среди иных ответов встречаются варианты схожие с уже данными в анкете. Так, четверо из опрошенных ответили, что творческая личность — это тот человек, который танцует, поет или занимается другими видами искусства, что совпадает с ответом « .является представителем творческой профессии».
Отвечая на вопрос «Какая область творчества является наиболее интересной для Вас?», респонденты не были ограниченны выбором только одного ответа.
Наиболее интересной областью реализации творческой активности для 56% респондентов является музыка. Для 28 % опрошенных таковой является фотография, то же количество учащихся (28 %) назвали кино и телевидение как сферу, наиболее отвечающую их интересам. Танец в качестве наиболее интересной творческой области отмечают 16 % респондентов. Театральная сфера также является интересной для учащихся общеобразовательной школы, эту область выделили 16 % опрошенных. Архитектурой и дизайном заинтересовано 12 %, литературой — 4 % опрошенных.
Из анализа графика следует, что наиболее интересными сферами творчества для 96% опрошенных являются те, которые не представлены или представлены минимально, в стандартах общеобразовательной программы.
В ответах на данный вопрос был получен, выражаясь экономическими терминами, спрос учащихся на изучение дисциплин, касающихся сферы искусства. В учреждениях общего образования этот спрос не находит удовлетворительного предложения, желающие изучать какие-либо дополнительные дисциплины могут рассчитывать только на дополнительное образование, даже если их 96 %.
Анализ предыдущего графика предполагал, что в ответах, данных на вопрос «Кто является примером творческой личности для Вас?», будут перечислены имена и фамилии композиторов, певцов и музыкантов, судя по высокой заинтересованности этими сферами, показанной на прошлом графике. Однако наибольшее количество ответивших (24 %) назвало примером творческой личности знаменитого художника и ученого Леонардо Да Винчи, для 12 % опрошенных примером стал писатель А.С. Пушкин, физик Н.Тесла является примером творческой личности для 8 % респондентов, столько же опрошенных (8 %) назвали актера С. Безрукова.
Большинство из названных примеров принадлежат к сфере художественного искусства, а не к музыкальной сфере, как ожидалось по итогам предыдущего вопроса. Также, не смотря на небольшой интерес к литературе, выявленный предыдущим вопросом, в ответах было названо немало писателей. В свою очередь об областях вызывающих наибольший интерес, знание, как показывает данный опрос, минимально. Это говорит о том, что существует большой потенциал, неразвивающийся с помощью общеобразовательных программ, который и должен быть реализован с помощью дополнительного образования.
Новое в образовании:
Диагностика эмоциональной устойчивости учителя
Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность. По данным Н.А. Аминова (1988), эмоциональ ...
Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР
На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий у ...
Особенности организации русских подвижных игр с детьми
старшего дошкольного возраста
В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый скромный народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В связи с тем, что игры, как прави ...