Актуальность здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива подтверждается как многочисленными исследованиями здоровья детей и возможностями его сохранения, так и социально-экономическими условиями, влияющими на общее снижение здоровья нации.
Как гласит народная мудрость – «Здоровье сгубишь, новое не купишь». Чтобы сохранить свое здоровье необходимо в первую очередь понимать значение этого термина, который рассматривается как нормальное, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие.
В наше время наряду с этим определением следует рассматривать и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к проявлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Все эти явления, как в зеркале, находят отражение и на здоровье детей. Сегодня мы говорим в школах о предупреждении наркомании, бродяжничества, суицида, как о результатах неумения детей найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, учителей и непонимания ценности своей жизни и здоровья. Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об оздоровлении нации, а без здорового подрастающего поколения этот вопрос так и останется неразрешенным. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе как социальному институту. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Выдвижение проблемы здоровьесбережения в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической её разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и укреплению.
По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов.
К третьему классу число практически здоровых детей резко снижается. Отсюда следует, что уже с детства нужно формировать у ребенка внутреннюю картину здоровья, что выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
В каждом ребенке, как ростки заложены телесные, психические и духовно-нравственные силы. Именно из них вырастает человеческое здоровье во всем многообразии понимания этого слова. Правильное воспитание и обучение раскрывают и преумножают эти резервы жизнеспособности. Нарушение природосообразности в процессе обучения и воспитания приводят к разрушению здоровья человека. Таким образом, здоровье становится областью исследования для педагогики, о чем много говорится в современной периодической печати.
Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие технологии. Несмотря на существование разнообразных форм и методов реализации их результат не достигает поставленной цели. Причин этому может быть много: некомпетентность педагогов в планировании занятий; отсутствие психологов в школах; консервативное отношение к процессу обучения администрации, которое загоняет педагогов в жесткие временные рамки; безразличие педагогов по отношению к детям и их здоровью; отсутствие работы педагогов с родителями по вопросу здоровья; отсутствие постоянного взаимодействия педагогов и медицинских работников в работе с детьми и еще много других причин.
Особое внимание следует уделять здоровьесбережению уже в младшем школьном возрасте, на который приходится резкое увеличение нагрузки, в связи с изменением социальной ситуации развития – поступление в школу.
Педагогическая среда обладает широким спектром возможностей для здоровьесбережения. В частности, здоровьесберегающий подход может быть реализован в ходе организации воспитательной работы с младшими школьниками.
В нашем исследовании мы будем рассматривать воспитательную работу как основное направление деятельности педагогического коллектива, так как именно в воспитательной работе формируется положительное отношение к собственному здоровью, что является психологической основой для укрепления здоровья человека.
В данной работе планируется изучить особую ситуацию реализации воспитательной деятельности в условиях временного для детей коллектива, а именно в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница», где коллектив педагогов и медицинские работники имеют возможности для организации уникальной по содержанию и формам воспитательной работы.
Таким образом, тема нашего исследования: «Здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива».
Цель исследования: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива.
Объект исследования – организация воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование валеологической грамотности.
Предмет исследования – критерии эффективности реализации здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива.
Гипотеза исследования – здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях временного коллектива, как реализация здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности педагогов и медицинских работников, положительно влияет на формирование валеологической грамотности младших школьников.
Задачи:
Дать характеристику возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников.
Раскрыть сущности и социально-психологические аспекты организации воспитательной работы с младшими школьниками.
Классифицировать здоровьесберегающие технологии, как сущность здоровьесберегающего подхода.
Рассмотреть роль и место совместной деятельности педагогов и медицинских работников в начальной школе, направленной на формирование валеологической грамотности младших школьников.
Выделить критерии эффективности здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
Выявить уровень валеологической грамотности младших школьников, а именно уровень сформированности у испытуемых положительного отношения к здоровью и самого понимания этого феномена.
Проанализировать и определить эффективность системы воспитательной работы в Вельском детском туберкулезном санатории «Глинница», построенной на основе здоровьесберегающего подхода в отношении младших школьников.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, тестирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности, обобщение и анализ, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Вельский детский туберкулезный санаторий «Глинница»; группа детей, поступивших в санаторий для прохождения лечения и оздоровления из обычных начальных школ в количестве десяти человек в период с мая по октябрь 2008 года.
Новое в образовании:
Создание глобальной информальной образовательной среды как стратегическая
задача России
Не у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Стратегическая задача России в ближайшее десятилетие – полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество. Информационное общество – это результат сочетания дв ...
Анализ школьных учебников
Хорошо известно, что, как бы ни строился школьный курс геометрии, в нем обязательно присутствуют различные методы доказательства теорем и решения задач. Среди таких методов важное место занимают такие методы, как метод геометрических преобразований, метод координат, векторный метод. Сами эти методы ...
Речь как средство
общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной
компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...