Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. Его не было у тех, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью в образовании. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В.В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.
Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдорова, А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.).
Рассматривая возрастные особенности младших школьников по отношению к здоровью необходимо охарактеризовать:
Психологические особенности младших школьников: социальная ситуация развития; ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте; новообразования младшего школьного возраста; особенности развития внимания в младшем школьном возрасте; особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте; особенности развития памяти в младшем школьном возрасте; особенности развития воображения в младшем школьном возрасте; особенности развития мышления в младших школьников;
Валеологические особенности развития личности младших школьников: усвоение моральных требований и валеологические потребности младших школьников; мотивационная сфера личности младшего школьника по отношению к здоровью; эмоциональная сфера личности.
Психологические особенности младших школьников
Социальная ситуация развития младших школьников.
В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающей его действительностью. Согласно Д.Б. Эльконину, с поступлением ребенка в школу возникает новая система отношений, то есть система «ребенок - взрослый» дифференцируется и образует две системы отношений: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».
Система «ребенок – родитель» определяет отношение ребенка к родителям. Система «ребенок – учитель» занимает центральное место в жизни младшего школьника.
От системы «ребенок – учитель» зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий, то есть впервые отношения «ребенок - учитель» становится отношение «ребенок – общество». В пределах взаимоотношений в семье имеется неравенство отношений, в детском саду взрослый выступал как индивидуальность, а в школе действует принцип «все равны перед законом». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.
Родитель и учитель являются для младшего школьника не только наставниками, но и примером, своеобразным образцом отношений к окружающим и к самому себе. От отношения родителей к своему ребенку и его учителю формируется отношение ребенка к самому себе и к учителю и в то же время отношения учителя к детям – формирует отношение каждого ученика к себе и к его одноклассникам. Это с одной стороны, а с другой стороны – взрослый наставник рассказывает ребенку о факторах негативно влияющих на здоровье человека, а сам живет среди этих факторов и не собирается избавляться от вредных привычек. Что думает в такой ситуации ребенок? Конечно же, что это вредно, но иногда можно, если очень хочется или постоянно, но когда станешь взрослым.
Новое в образовании:
Числовые выражения. Числовые равенства и неравенства, их свойства
Любое число уже является числовым выражением. Если А и В -числовые выражения, то А + В, А - В, А • В, А : В также являются числовыми выражениями. Выполнив операции; которые имеют место в числовом выражении, получают значение числового выражения. Существуют выражения, которые не имеют значения. Напр ...
Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...
Правописание безударных гласных в корне слова
Цель: повторить и закрепить знания учащихся по орфографии, вспомнить орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне, показать связь орфографии с морфемикой и словообразованием, выявить пробелы учащихся в их подготовке по данным разделам курса русского языка; развивать умения свобо ...