Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР

Страница 1

На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Начинать работу по развитию лексического строя речи следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса: Купить поролон.

у детей с ОНР словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;

речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушено согласование слов в предложении);

в разговорной речи преобладание простых нераспространенных предложений;

затруднение в назывании обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий;

при подборе антонимов подбирают слова-стимулы с частицей не;

словарь ограничен;

расхождение в объеме пассивного и активного словаря.

Последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна учитывать программу детского сада, словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников с ОНР. Качественное обогащение словаря осуществляется путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. На материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. А также включают уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами.

Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют:

Расширение объёма словаря.

Формирование структуры значения слова.

Развитие лексической системности и семантических полей.

Развитие словообразования.

Уточнение грамматического значения слова.

Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.

В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы.

На начальном этапе проводится работа:

Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие.

За счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.

Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.

Обогащение словаря по тематическим группам.

Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над новым словом включает следующие этапы:

Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).

Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.

Выделение семантических признаков слова.

Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.

Закрепление значения данного слова.

Указанная последовательность может видоизменяться.

В методику включены задания на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова, овладением значением морфем, закрепления связей между словами.

Задания даны в игровой форме:

на классификацию предметов по схемам, по картинкам:

ягоды – фрукты – овощи;

дикие – домашние животные – птицы – насекомые;

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Цель, содержание и организация экспериментальной работы
На основе проведенного теоретического исследования и согласно задачам дипломной работы был разработан педагогический эксперимент, Цель эксперимента - практически выявить роль труда в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе ДУЗ «Колокольчик». Врем ...

Формирования экологической культуры посредством дидактической игры
Особо важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста имеет игра. В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигается на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей. Поэтому, эффективн ...

Церковь
На сельскую жизнь большое влияние оказывала церковь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Она давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных пр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru