На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Начинать работу по развитию лексического строя речи следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса:
у детей с ОНР словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов;
речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушено согласование слов в предложении);
в разговорной речи преобладание простых нераспространенных предложений;
затруднение в назывании обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий;
при подборе антонимов подбирают слова-стимулы с частицей не;
словарь ограничен;
расхождение в объеме пассивного и активного словаря.
Последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна учитывать программу детского сада, словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников с ОНР. Качественное обогащение словаря осуществляется путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний. На материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий. А также включают уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами.
Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют:
Расширение объёма словаря.
Формирование структуры значения слова.
Развитие лексической системности и семантических полей.
Развитие словообразования.
Уточнение грамматического значения слова.
Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
В каждом из направлений формирования лексики определены основные задачи, поэтапное содержание, методы и приёмы логопедической работы.
На начальном этапе проводится работа:
Связь обобщающегося понятия с существительным, входящим в данное обобщающее понятие.
За счет чего расширяется объём малопродуктивных слов.
Как закрепляется связь имеющихся у детей слов-прилагательных с их значениями.
Обогащение словаря по тематическим группам.
Глагольный словарь обогащается в следующий последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, животных, далее по темам: «Кто/или что/какие звуки издает? Кто что делает?»; (параллельно с уточнением названий профессий людей).
В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предположениях, тексте. Работа над новым словом включает следующие этапы:
Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).
Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.
Выделение семантических признаков слова.
Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
Закрепление значения данного слова.
Указанная последовательность может видоизменяться.
В методику включены задания на словообразование, её целью является уточнение структуры значения слова, овладением значением морфем, закрепления связей между словами.
Задания даны в игровой форме:
на классификацию предметов по схемам, по картинкам:
ягоды – фрукты – овощи;
дикие – домашние животные – птицы – насекомые;
Новое в образовании:
Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с
ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...
Цель медико - психолого - педагогической коррекционной работы
Целями медико - психолого - педагогической коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ, являются: повышение качества жизни ребёнка, улучшение его психического здоровья; установление положительного отношения к себе, другим людям к миру (без чувства вины, стыда или тревоги); нивелирование защитных р ...
Система
работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического
воспитания детей среднего дошкольного возраста
На основе данных констатирующего этапа эксперимента мы определили, что формирующую работу по экологическому воспитанию детей среднего возраста через трудовую деятельность мы будем проводить с детьми группы № 2 - экспериментальной. Для этого мы определили направления работы с детьми: - приобщение де ...