Теоретико-методологические основы общего физкультурного образования детей и учащихся

Педагогика и воспитание » Концептуальные основания физического воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь » Теоретико-методологические основы общего физкультурного образования детей и учащихся

Страница 1

В последнее время процессы преобразования в различных сферах человеческой деятельности осуществляются на основе концептуализации и программирования. Данное направление интенсивно развивается и в сфере физкультурного образования. Несмотря на то, что потребность в разработке концепций явно наблюдается в педагогической науке и практике, сегодня нет единого теоретико-методологического понимания онтологии концепции. Это связано с состоянием общей методологической культуры у ученых и практиков образования, занимающихся теоретическим моделированием преобразования педагогической реальности.

Анализ многих документов, разработанных в рамках данного направления, свидетельствует о том, что, по сути, они концепциями не являются, а представляют собой компоненты теоретических конструктов того или иного элемента системы образования. В отдельных случаях имеются аспекты, связанные с ее модернизацией. Для того чтобы процесс концептуализации в образовании, физической культуре осуществлялся более продуктивно, следует определиться с содержанием и объемом понятия «концепция». На наш взгляд, ее современное понимание должно основываться на системномыследеятельностой методологии, в которой под концепцией понимается общая, абстрактная система норм, служащая основой для преобразования конкретной практической деятельности. Ее структурными компонентами являются: проблемное поле, ценности, цель, теоретические основания, научные подходы, принципы. Именно из данного основания мы исходим, когда осуществляем методологический анализ концепции учебного предмета «Физическая культура».

Перед тем как перейти к нему, нужно в общих чертах обрисовать состояние концептуализации в сфере физической культуры, чтобы увидеть место и значение, актуальность, необходимость и методологическую направленность данного документа в современном физкультурном пространстве.

Анализ литературы и состояние физкультурной практики по этому вопросу показывает, что разработка различных концепций имеет место в физической культуре и спорте, как в нашей стране, так и в России.

Рефлексивное осмысление данных документов показывает, что авторам не всегда удается выдерживать проектную структуру и содержание. Кроме того, имеются отличия в подходах к физическому воспитанию в нашей стране и Российской Федерации. Они заключаются в том, что у нас реформирование физического воспитания школьников осуществляется на основе гуманистической парадигмы в педагогике, а в России — на основе конверсии спортивных технологий, которая позволит спроектировать и осуществить спортивно ориентированное физическое воспитание. Последнее призвано реализовать процесс воспроизводства и трансляции физкультурных ценностей. Спорт является одним из ярчайших компонентов физической культуры, но это только ее часть (область, элемент), а не весь феномен, поэтому ориентация физического воспитания школьников на формирование у них спортивной культуры, по нашему мнению, односторонний процесс. И в этом отношении подход к физическому воспитанию школьников, развиваемый в работах профессоров В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой и их учеников и последователей, является утилитарно-прагматическим, ориентированным на спортивное развитие учащихся. Эта односторонняя направленность физического воспитания не позволяет реализовать онтологию учебного предмета «Физическая культура» в школе, а именно сформировать общее физкультурное образование учащихся на основе культурологического подхода. Сегодня учеными рефлексируется рассмотрение учебного предмета «Физическая культура» как метапредмета в рамках школы. Чтобы решать задачи физкультурного образования учащейся молодежи в социуме, необходимо интегрировать все формы физического воспитания (урочные, внеклассные, внешкольные). Эта проблема является социально-комплексной, а не только проблемой системы образования.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Программа воспитания эстетической культуры школьников в условиях этнокультурно коннотированного дополнительного образования
Констатирующий эксперимент позволил выявить, что этнокультурологическая направленность педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, сочетание основного (типового) содержания художественно - эстетического дополнительного образования детей с этнокультурным компонентом, обучение ...

Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...

Подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов
Классификация ЦОР по типу представленной информации приведена на рис. 2. Классификации ЦОР по трем основаниям – тип ЦОР, организационно-методические характеристики взаимодействия с пользователями приведена в таблице 1. С целью определения содержания ИТС в соответствии с системной логической законом ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru