Эволюция как основное теоретическое обобщение в биологии

Педагогика и воспитание » Формирование эволюционных представлений учащихся 8-х классов » Эволюция как основное теоретическое обобщение в биологии

Страница 1

Идея историчности развития, идея эволюции принадлежит к числу немногих фундаментальных идей не только естествознания, но и всех наук. Но именно в биологии эволюционная идея, доказанная Ч. Дарвином, стала краеугольной, отсюда пошло распространение ее в другие дисциплины, вплоть до языкознания, здесь она достигла наибольшей разработанности. Ведь живой природе свойственны закономерные изменения. На всех уровнях организации жизни осуществляется эволюционный процесс: в генах и хромосомах клетки возникают мутации, которые обуславливают появление мутантных организмов, накопление мутантов в популяции, действие отбора в экосистеме приводит к изменению генофонда популяции, к совершенствованию и появлению новых видов, к эволюции.

Все закономерности, проявляющиеся на каждом структурно-функциональном уровне организации, опираются на эволюционную систему, как методологическую основу биологии. В свете учения о структурно-функциональном уровне организации и эволюции живой природы устанавливается иерархия всех ее уровней, осуществляется структурирование научных знаний.

В биологии одним из центральных комплексов теоретических представлений является эволюционная теория, которая в определенном смысле представляет собой методологическое содержание и основу мировоззрения

Конкретный фактический материал, накапливаемый в разных разделах биологии, требует осмысливания с эволюционных позиций. Любые теории и гипотезы в биологии приобретают логическое завершение только тогда, когда они удовлетворяют эволюционному принципу. Теорию эволюции справедливо называют величайшим обобщением в биологии.

Эволюционный подход важен во всех без исключения областях биологии: описание отдельных групп фактов возможно и вне эволюционной интерпретации, но естественнонаучное объяснение фактов в биологии вне эволюционного подхода оказывается невозможным.

Объективная тенденция усиления дифференциации биологии создает реальную опасность разобщения разных биологических дисциплин, ослабления связей между ними. Эволюционное учение и оказывается той главной силой, которая противостоит дроблению биологии и дает возможность широкого использования теоретических достижений каждой из дисциплин в соседних. Поэтому можно сказать, что эволюционное учение занимает центральное место в огромном и многообразном здании современной биологии.

В заключительной главе «Происхождения видов…» Ч. Дарвин хорошо сказал о переменах в биологии после распространения его взглядов: «Когда воззрения, развиваемые мною и мистером Уоллсом, или аналогичные взгляды на происхождение видов, сделаются общепризнанными, это будет сопровождаться, как мы смутно предвидим, глубоким переворотом в области естественной истории».

Дарвин оказался прав. Современная биология насквозь пронизана историческим подходом, эволюционизмом. Можно даже сказать, что зрелость той или иной биологической дисциплины проверяется тем, насколько она оказывается встроенной в общее здание современной биологии, которое от фундамента до вершины оказывается эволюционной. Это не случайно. Все законы организации и развития жизни, все закономерности жизнедеятельности можно понять, только опираясь на достижения эволюционного учения как теоретического стержня всей биологии. Вне эволюционного подхода невозможно понять ни функционирование молекулярно-генетических систем, ни развитие живых организмов от зарождения до смерти, ни существования видов и их популяций, ни развитие и преобразование биосферы в целом

Эволюция столь многогранна, что, пожалуй, нет двух людей, которые воспринимали бы ее абсолютно одинаково. Теория эволюции – не завершенное, а строящееся здание, и она служит объектом самых бурных дискуссий, столкновения противоположных взглядов и даже ожесточенной борьбы идей.

Число опубликованных статей, брошюр и внушительных монографий, посвященных эволюции уже необозримо – вряд ли найдется человек, который все это прочитал. В теории эволюции обескураживает не столько недостаток, сколько избыток разнообразных идей. Эти идеи часто настолько противоречат друг другу, что перед каждым человеком, заинтересовавшимся теорией эволюцией, встает задача: отделить смысл от бессмыслицы, выбрать (хотя бы для себя) достаточно непротиворечивый комплекс идей.

Но конечно, существует некая бесспорная сумма фактов, есть некоторые эмпирические обобщения, есть некоторые итоги предыдущего синтеза генетики и классического дарвинизма, которые кажутся бесспорными и на сегодняшнем уровне знаний и которые никто из серьезных исследователей в настоящее время не пытается опровергнуть.

Жизнь существует на Земле около 3,8 – 4 млрд. лет (О возникновении жизни речь не идет). Бесспорно, что в первый миллиард лет (а может и два) жизнь существовала только на прокариотическом уровне, затем возникли эукариоты.

Не оспаривается, что в эволюции происходили приспособительные процессы, т.е. адаптациогенез. Эволюционный процесс идет непрерывно и неравномерно.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Профессиограмма и психограмма
Качество преподавательской деятельности в ВУЗе зависит от шести факторов: Статус ВУЗа как научного и учебного центра, Готовность ВУЗа к саморазвитию, Сплоченность педагогического коллектива на основе современных концепций образования, Педагогический потенциал лиц, входящих в данный ВУЗ, Владение пр ...

Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей
В работе Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, хотелось бы отметить следующие положительные моменты: – обстановка в приюте весьма приятная, в помещениях уютно, что способствует благоприятному развитию детей; – н ...

Характер взаимоотношений в общине и дети
Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями. Одна из главных черт этих отношений - безусловное уважение старших: родителей, дедов; по устоявшимся нормам поведения, уважения были достойны не только родители, но и все старшие вообще. Дети обязаны были ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru