Каждое общее понятие подтверждается новыми фактами.
Описанный алгоритм является универсальным, т. е. может применятся для изучения любого класса живых организмов. Далее приводится подробное описание работы по этому алгоритму на примере изучения материала темы «Птицы».
Работа проводилась в лицее №1 на базе 8-х классов. В эксперименте участвовало 2 класса (54 человека), и 2 класса (58 человек) составили контрольную группу.
В экспериментальных классах тема «Птицы» была представлена с точки зрения эволюционного подхода, т.е. сначала рассматривались эволюционные предпосылки происхождения нового класса, и исходя из этого – особенности строения.
В контрольной группе обучение велось по типовой традиционной программе авторского коллектива под руководством Мягковой А.Н. Тема «Птицы» по этой программе рассчитана на 12 часов, из них 1 час отводится на лабораторную работу, 1 час – на итоговую контрольную работу. Остальные уроки посвящены формированию конкретных знаний и умений. Авторами программы сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся 8-ого класса.
Учащиеся должны знать внешнее строение изученных животных и среду их обитания, строение и функции скелета, систем внутренних органов, особенности поведения и значение данного класса организмов.
Учащиеся должны уметь узнавать изученных животных, распознавать системы внутренних органов, сравнивать представителей изученного класса с другими.
Дети усваивают уже сформулированные для них знания, расположенные так, что при их усвоении мысль двигается от частного к общему. Эволюция рассматривается в этом случае, как обобщение, к которому приходят в результате сравнения различных признаков птиц и пресмыкающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что устоявшийся план способствует формированию только эмпирического мышления.
Для формирования теоретического мышления и для достижения цели работы необходим иной подход к подаче учебного материала. Учащиеся должны сначала выделить общее – эволюционные предпосылки, и при его изучении постепенно открывать многочисленные частные проявления – строение, многообразие, т.е. от общего – к частному.
Исходя из требований эволюционного подхода, был разработан такой учебный план, в котором распределение материала строится на основе диалектического понимания мышления, и опирается на предложенный алгоритм.
В этом случае учебный план материала темы «Птицы» так же, как и традиционный, рассчитан на 12 часов. 1час посвящен лабораторной работе, 1 час отводится на зачетное занятие. Но, внимательно изучив предлагаемое планирование учебного материала, можно заметить, что кроме знаний и умений, формирование которых характерно для типовой программы, у учеников формируются эволюционные представления. Эти представления играют роль теоретических, содержательных обобщений и способствуют развитию теоретического мышления.
Конечно, изменение распределения учебного материала недостаточно для достижения поставленной цели. Необходимы и другие компоненты. В частности соответствующие методы обучения. В §1.2. представлен анализ методов с точки зрения формирования теоретического мышления. В результате в данной работе отдается предпочтение методам РО.
В качестве методов обучения и методических приемов использовались групповые методы, проблемное изложение, методы учебных задач, моделирование, мысленный эксперимент, выдвижение гипотез и их решение. Все это позволяет раскрыть сущность процессов и явлений, изучить связи организма и среды, изучить закономерности, подтвердить или опровергнуть выдвинутые предположения, заставить учащихся строить различные умозаключения, что в свою очередь способствует формированию их логического мышления
На первом уроке методами монологического, рассуждающего и диалогического изложения материала учащимся раскрывались эволюционные предпосылки происхождения птиц. Была построена предположительная модель возможных путей эволюции пресмыкающихся. (Приложение №3). Эта схема была получена из анализа выдвинутых учащимися гипотез решения проблемы из экологического кризиса. Некоторые блоки схемы были предложены мной, но они принимались лишь после обсуждения их учениками.
Следует отметить, что эта схема может применяться на вводных уроках по любой теме зоологии, надо лишь подобрать соответствующие примеры, если, конечно, материал дается в свете эволюционного учения.
Способ организации деятельности детей является особым фактором, оказывающим мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. Групповое обучение предполагает:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
Новое в образовании:
Влияние общественно-исторических условий на развитие человека
Образование как социальный институт имеет невероятное значение в судьбах общества. В процессе образования передается весь тот культурно-исторический опыт, накопленный за долгие годы человеческой истории, в процессе образования развивается личность, устанавливается ее позиция к миру, ее идеалы, обра ...
Практические советы по
безопасности для детей разного возраста
Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма слож ...
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...