Какие фигуры лежат:
внутри обоих кругов;
внутри синего, но вне красного круга;
внутри красного, но вне синего круга;
вне обоих кругов?
Фигуры надо называть, опираясь на два свойства - цвет и форму.
Учитель:
Какие фигуры лежат внутри обоих кругов?
Ученик:
Внутри обоих кругов лежат все красные треугольные фигуры.
Учитель:
Какие фигуры лежат внутри синего, но вне красного круга?
Ученик:
Внутри синего, но вне красного круга лежат все треугольные не красные фигуры.
Учитель:
Какие фигуры лежат внутри красного, но вне синего круга?
Ученик:
Внутри красного, но вне синего круга лежат все красные не треугольные фигуры.
Учитель:
Какие фигуры лежат вне обоих кругов?
Ученик:
Вне обоих кругов лежат все не красные и не треугольные фигуры.
Второй и третий вопросы в самом начале проведения игр с двумя кругами вызывают наибольшие затруднения. Можно помочь ребятам посредством наводящих вопросов.
Учитель:
Какие фигуры лежат внутри красного круга?
Ученик:
Красные.
Учитель:
Какие фигуры лежат вне синего круга?
Ученик:
Не треугольные.
Учитель:
Значит, внутри красного круга, но вне синего круга лежат все красные не треугольные фигуры.
При работе с детьми первого класса, особенно по программе 1-4, наряду с логическими задачами можно ставить и задачи подсчета фигур.
Сколько фигур лежит:
внутри обоих кругов;
внутри синего, но вне красного круга;
внутри красного, но вне синего круга;
вне обоих кругов?
Можно усложнить вопрос, добавив к подсчету фигур их признак:
Сколько зеленых фигур лежит вне обоих кругов?
Далее приводится несколько задач без разбора их решений и вариантов диалога с учениками. Перед каждой задачей определяется набор геометрических фигур, букв или чисел, с которыми предстоит работать.
1. В красный круг положите все квадратные фигуры, а в синий круг положите все зеленые фигуры.
2. В красный круг положите все желтые фигуры, а в синий круг положите все зеленые фигуры.
3. В красный круг положите все маленькие фигуры, а в синий круг положите все круглые фигуры.
4. В красный круг положите все круглые фигуры, а в синий круг положите все квадратные фигуры.
В этой задаче область пересечения обоих кругов также остается пустой, так как нет фигур одновременно круглых и квадратных.
5. В красный круг положите все большие фигуры, а в синий круг положите все прямоугольные фигуры.
6. В красный круг положите все числа, делящиеся на 3, а в синий круг положите все четные числа.
7. В красный круг положите все числа больше 5, а в синий круг положите все числа, меньше 10.
Для рассмотренного класса задач, как и для задач с одним кругом, полезно в процесс обучения включить обратные задачи. В этом случае геометрические фигуры, буквы или числа сначала раскладываются на столе или закрепляются на монтажной панели, а затем ученикам дается задание объединить с помощью двух веревочек разного цвета все фигуры, соответствующие одному признаку, заключив их внутри замкнутых фигур.
Например:
Учитель:
Красной веревочкой объедините все треугольные фигуры, а синей веревочкой объедините все красные фигуры.
Вопросы для обсуждения с учащимися аналогичны приведенным выше для прямых задач с двумя кругами. Обратные задачи также развивают способность классифицировать предметы по двум свойствам, правильно использовать логическую операцию конъюнкции, выражаемую союзом и. Эти задачи требуют большей внимательности.
Выше были приведены только некоторые задачи, затрагивающие интуитивное понимание основных логических конструкций математики. Материал для подобных задач может быть взят и из других учебных предметов (например, природоведения).
Новое в образовании:
Ценность творческого развития и роль дополнительного
образования с позиции ученика
Для выявления мнений учащихся по вопросам развития творческих способностей личности с точки зрения учащихся был проведен анкетный опрос, включавший опрос 100 респондентов, в возрасте от 14 до 16 лет. Для проведения анкетирования были заняты учащиеся учреждений общего образования, Гимназии №1, им. А ...
Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...
Крестьянский быт
Бытовые условия проживания людей наложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в том числе и на воспитание подрастающего поколения. Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, причем у различных социальных групп в городе и деревне сложились раз ...