Логические задачи как средство формирования логических операций с высказываниями

Педагогика и воспитание » Логическая грамотность на уроках математики » Логические задачи как средство формирования логических операций с высказываниями

Страница 3

Например:

Учитель:

Проведите замкнутую линию так, чтобы внутри были только все треугольники.

Замкнутая линия проводится с помощью тоненькой веревочки или карандаша.

Далее можно обсуждать с учениками те же вопросы, что и приведенные выше в задачах с кругами. Перед такой игрой необходимо предварительно изучить и закрепить понятие замкнутой линии. Один из наиболее эффективных способов усвоения этого понятия - работа в графическом редакторе, связанная с заливкой областей. Достаточно один раз испортить свой рисунок из-за заливки незамкнутой области, как это понятие твердо формируется в сознании ребенка.

Задачи с двумя кругами

Цель работы над задачами с двумя кругами - развить умение классифицировать предметы по двум свойствам, понимать и применять логическую операцию конъюнкции, выражаемую союзом и.

У учащихся в руках тот же раздаточный материал, но теперь они уже будут работать с двумя кругами или обручами разных цветов с пересекающимися областями:

синий

красный

Перед решением задач необходимо выполнить ряд упражнений для выявления замкнутых областей, ограниченных проведенными окружностями. Лучше всего такие упражнения проводить на групповых занятиях с использованием обручей.

Учитель:

Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри синего, но вне красного круга.

Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри красного, но вне синего круга.

Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) внутри синего и внутри красного кругов.

Прыгните и приземлитесь (поставьте мелом точку) вне синего и вне красного кругов.

Ученики по очереди выполняют задания, наблюдая друг за другом. При выполнении этих упражнений в первый раз ошибки встречаются довольно часто. В случае ошибок важно добиться правильного объяснения от других учеников и понимания этого объяснения всеми учениками.

Учитель:

Обведите границу области внутри синего, но вне красного круга.

Обведите границу области внутри красного, но вне синего круга.

Обведите границу области внутри синего и внутри красного кругов.

Обведите границу области вне синего и вне красного кругов.

После успешного выполнения подготовительных упражнений можно приступить к решению задач.

В красный круг поместите все красные фигуры, а в синий круг поместите все треугольные фигуры.

Так же как и при решении задач с одним кругом, ученики случайным образом выбирают по одной геометрической фигуре из своего набора и по очереди помещают их в одну из областей. Все дети наблюдают за действиями одноклассников, а в случае ошибки поднимают руку и говорят: "Стоп". Ошибка обсуждается со всей группой. Если в процессе выполнения задачи кто-то из учеников совершил ошибку, которая осталась незамеченной, то учитель может оставить ее до последнего обсуждения, но при решении первых задач учителю лучше участвовать в игре вместе со всеми и самому произнести: "Стоп". При первом решении задачи полезно также просить каждого ученика объяснить, почему он кладет фигуру именно на это место.

Ученик:

Красный круг должен лежать внутри красного круга, потому что он красный, но вне синего круга, потому что он не треугольный.

Синий квадрат должен лежать вне обоих кругов (вне красного - потому что он не красный, вне синего - потому что не треугольный).

Красный треугольник должен лежать внутри обоих кругов (внутри красного - потому что он красный, внутри синего - потому что треугольный).

Если дети в процессе первой игры не догадываются, как им поступить, или не могут объяснить свои действия, то учитель должен помочь им. В дальнейшем они уже не должны испытывать затруднений.

После задачи с расположением фигур ученики отвечают на четыре вопроса:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Режим дня ребёнка
После года у ребенка возрастает потребность в более продолжительном бодрствовании, но какое-то время ему подходит режим 9-12 месячного ребенка. Ночью он спит 10-11 часов, днем 2 раза по 1,5-2 часа, ест 4-5 раз через 3,5-4 часа, в основном после сна. С возрастом ребенку уже не хочется есть сразу пос ...

Основные принципы и методы перевоспитания осужденных
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных: 1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная п ...

Индивидуальный график работы и личный дневник
1 день практики В этот день произошло знакомство с лагерем, преподавательским составом, режимными моментами, знакомство с детьми. Меня поставили на отряд в котором возраст детей составляет от 10 до 13 лет. Ребята ко мне отнеслись настороженно. Большинство детей было из одного класса. Я представилас ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru