Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте

Страница 4

Объективно это означает, что взрослый выступает перед ребенком, прежде всего со стороны его функций. Ребенок хочет действовать как взрослый, он весь во власти этого желания. Именно под влиянием этого общего желания, сначала при помощи подсказки взрослого, он начинает действовать, как будто бы он взрослый.

Аффект настолько силен, что достаточно небольшого намека - и ребенок с радостью превращается, конечно, чисто эмоционально, во взрослого. Именно напряженностью этого аффекта объясняется то, с какой легкостью принимаются на себя роли взрослых. Основной парадокс при переходе от предметной игры к ролевой заключатся в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может и не произойти. Более того, и в самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием.

Также следует добавить еще одну особенность ролевой игры, которая недостаточно оценивалась. Ведь ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит на себя через роль, которую он на себя взял, т. е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив – стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Л.И. Божович показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это и есть путь к взрослению.

Игра же выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ним задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Конечно, и другие виды деятельности влияют на формирование этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности как в игре. Такого первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка.

Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависит "познавательный эгоцентризм". Под этой особенностью Ж. Пиаже понимает недостаточные ограничения своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Процесс перехода от уровня мышления, к более высоким формам очень сложен. Ролевая игра приводит к изменению позиций ребенка со своей индивидуальной и специфически детской на новую позицию. Игра имеет важнейшее значение для интеллектуального развития, она коренным образом влияет на ребенка, его взгляд на окружающий мир и формирует механизм смены позиций и координации своей точки зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь для перехода мышления на новый уровень и формирование новых интеллектуальных операций.

В разработке исследований формирования умственных способностей мы обязаны, прежде всего, исследованиям П.Я. Гальперина и его сотрудников. В результате исследований были установлены основные этапы, через которые должно происходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним понятия: этап формирования действий на материальных предметах или их материальных моделях- заместителях; этап формирования того же действия в плане громкой речи; на конец, этап формирования собственно умственного действия. Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности учителя
А.К. Марковой и А.Я. Никоновой выделен ряд индивидуальных стилей труда учителя. В основу различения стиля были положены следующие признаки: содержательные, динамические характеристики и результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основани ...

Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности ...

Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова
В этом разделе нашей работы мы рассмотрим основные компоненты ИОС, которые входят в структуру ИОС Некрасовского колледжа. I. Виртуальное представительство. Итак, в каждом образовательном учреждении существует виртуальное представительство (ВП). ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанн ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru