Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте

Страница 5

В связи с обсуждением вопроса о роли игры в интеллектуальном развитии ребенка большой интерес представляют взгляды Дж. Брудер, он очень высоко оценивает значение манипулятивных игр высших обезьян для развития интеллектуальной деятельности этих животных и даже считает, что такие игры содержат в себе предпосылки для последующего использования ими орудий. В последующих работах Дж. Брудера экспериментально показана роль предварительных манипуляции с материалом (элементами орудий) для последующего решения интеллектуальных задач.

На основании этих опытов Дж. Брудер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в игре могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. В игре же, развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

В ходе исследований игры было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило, и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытым правилом и скрытыми за ним ролями.

Л.С. Выготский считал, что в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становиться произвольным. Произвольное поведение – это поведение, осуществляемое в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

А.В.Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен, и в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения. А.В. Запорожец приводит важные результаты исследования Т.О. Геневской, которая, специально изучала значение игры для организации движений. При этом доказала, что как эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.

Несомненно, большое значение имеет мотивация деятельности, выполнения роли, будучи эмоционально-привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. В своих исследованиях В. Штерн вводит новое понятие «серьезная игра» для промежуточной формы, а именно и то переходное состояние между ребенком и взрослым, которое характеризует подростка, накладывает свой отпечаток не только на течение его мыслей и чувств, на его стремление и идеалы, но и на его образ действий. Целый ряд форм поведения, свойственных этому возрасту, мы сумеем правильно понять только тогда, когда мы будем рассматривать их как промежуточные формы между детской и серьезной игрой, а также ответственной деятельностью взрослого.

Сделаем предварительно несколько теоретических замечаний. Сущность игры можно понять только в свете персоналистической теории. Это значит, что переживание как таковое, как оно дано в момент сознательного проявления, приобретает свой смысл и свое положение в жизни личности как целого, только тогда мы исходим из этого целого. Вряд ли можно найти человеческую функцию, для которой необходимость персоналистической интерпретации была бы так неоспорима, как для игры, ибо именно в игре с первого взгляда кажется, что все исчерпано в момент переживания. Здесь перед нами деятельность, которая не имеет никакой осознанной цели, деятельность, которая находит свое удовлетворение в себе самой, в самом своем течении, и которая после своего окончания кажется “исчерпанной”. Однако, мы знаем, что это относится лишь к одной стороне игры, а именно — к се сознательной и, следовательно, поверхностной стороне; что игра — без того, чтобы это знал или к этому стремился играющий — имеет определенное значение для совокупной жизни человека; что момент игры вплетается в прошлое и будущее единой истории развития личности.

“Предваряющий характер” игры, если можно так выразиться, заключает в себе, по крайней мере, три смысловых момента: предварительное упражнение, предварительное выражение и предварительная проба. Предварительное упражнение (теория К. Гросса). В игре выступают рано такие влечения и интересы, “срок” которых в их серьезном смысле наступает значительно позже; таким путем происходит подготовка к жизненно важным способам деятельности, приемам, духовным установкам и т.д. Напомним общеизвестные примеры: игра в куклы у девочек, строительные и военные игры у мальчиков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Психологические аспекты обучения взрослых на производстве
Особенность профессиональной подготовки рабочих на производстве – взрослом контингенте, с разным уровнем образования и опыте работы. Это трудоспособная часть общества в основном в возрасте от 18 лет и старше, нередко имеющая не только среднее специальное образование, но и высшее, часто имеющая опыт ...

Процесс разработки цифровых образовательных ресурсов
Традиционно при описании процедур педагогического дизайна их упорядочивали в виде линейной последовательности (см. Рис. 1). Это описание входит в противоречие с практикой разработки учебных материалов, где неизбежны постоянные циклы: Анализ Разработка Проверка Оценка Анализ Разработка … Рис. 1 Клас ...

Содержание двигательного режима в группе детей с задержкой психического развития
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличе ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru