Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте

Страница 2

Хартли, наблюдая за игрой ребенка, вывел, что ребенок в игре выражает: отношение к (с) взрослому и родителям, реальные отношения с людьми и эмоциональное переживание.

Анна Фрейд: утверждала, что игровая терапия – это частичная замена вербальных методов психолого-аналитической техники. Также вывела понятие игры.

Игра – это эквивалент свободных ассоциаций и трудностей, испытываемых ребенком – должна истолковываться наряду с другими средствами (снами, свободным рисованием и др.). В игровой терапии, терапевт играет активную воспитательную роль, направляя импульсы ребенку в новое русло и регулируя его естественную жизнь. Главной задачей терапевта является: укрепить «Я» ребенка.

К. Пиаже: у него была своя теория игры, которая называлась « теория двух миров». Ребенок ассимилирует окружающую действительность в соответствии с законами своего мышления, сначала аутистического, а потом эгоцентрического, это должно его удовлетворить.

К. Левин – его взгляды можно схематизировать, изложить в следующих положениях: связь между средой и личностью текуча и слаба. В плане ирреального «можно делать все, что вам нравится». Возможны переходы из одного плана в другой. При сбоях (напряжениях) возникает стремление к уходу плана реальности в плане ирреальности (в мечты, в фантазии и даже болезнь). Психологическая среда ребенка характеризуется:

а) степень реальности у ребенка понижается;

б) переходы от уровня реальности к уровню ирреальности проходят легко. Основной механизм перехода от реальности к ирреальности является замещение, это понятие вывел З. Фрейд. Установлены некоторые особенности замещения: чем больше потребность замещения, тем сильнее тенденция к замещению; замещение возникает в ситуации, в которой оказывается невозможным достижение известной цели, в которой психобиологическое напряжение; замещение возникает в системе напряжений, соответствует первоначальному действию; замещение не приводит к удовлетворению;

В дореволюционной русской психологии наиболее значительные высказывание об игре принадлежат К.Д. Ушинскому и А.И. Сикорскому. К.Д. Ушинский, по традиции того времени, рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочными взгляды на детское воображение как на сильное, смелое, могущественное.

В середине прошлого столетия отличал ту особенность детской игры, которая в последствии стала основой использования игры как проективной методики. Мы не найдем у К.Д. Ушинского собственной теории игры, он только указывал на ее большое значение в развитии и воспитании ребенка.

А.И. Сикорский же рассматривал игру с точки зрения умственного развития ребенка. Если К.Д. Ушинский подчеркивал значение игры для общего развития души – как сказали бы мы сегодня, для развития личности, и ее моральной стороны, то А.И. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии и умственном воспитании.

В советской психологии впервые с совершенно новых позиций поставил проблему психологии игры М.Я. Басов. Анализируя объективные условия существования, присущие детству и приводящему к игре с ее особыми структурными особенностями, М.Я. Басов указывает, что для них наиболее характерным является отсутствие каких-либо обязательств, т.к. его существование обеспечивается родителями, а общественных обязательств на нем еще нет. Эта свобода во взаимоотношениях со средой, по мысли М.Я. Басова, и приводит к особому виду поведения, главной движущей силой, и особенностью которого является процессуальность. Так же М.Я. Басову принадлежит введение в психологию понятия об общих типах деятельности, характеризующих отношение человека как активного деятеля к окружающей среде. Отказ от чисто натуралистических теорий игры, видевших источники внутри личности, а не в системе взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью.

Особую точку зрения на игру развивал видный отечественный психолог П.П. Блонский. П.П. Блонский указал, что в советской психологии игра не может рассматриваться исключительно с физиологической, биологической или индивидуально-психологической точек зрения. П.П. Блонский указывает на те виды деятельности детей, которые обычно объединяются термином «игра», и дает их анализ: мнимые игры, строительные игры, подражательные игры, драматизации, подвижные игры, интеллектуальные.

Вместе с тем, П.П. Блонский глубоко прав, выдвигая в качестве одной из центральных проблем психологического механизма принятия ребенком на себя роли взрослого. При общей неприемлемости теории П.П. Блонского, отождествляющего игру и искусство, его указание на рождение игры из «занятий трудового типа» ребенка, которые не могут происходить иначе как в совместной деятельности с взрослыми или по предложенному ими образцу, является чрезвычайно важным для понимания возникновения роли, а тем самым и игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Современные технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте
Выбор технологий развития количественных и числовых представлений зависит от выделения ведущего в этом процессе действия (способа познания), определяющего успешность. Такой детской деятельностью является сосчитывание (счет) как основа развития у детей представлений о числе. При выборе и разработке ...

Особенности методики формирования математической грамотности в образовательной программе "Школа 2100"
В соответствии с программой курса "Моя математика" программа "Школа 2100" авторы Т.Е. Демидова С.А. Козлова А.П. Тонких к концу обучения во втором классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками: различать истинные и ложные высказывания (верные и неверны ...

Анализ рабочей программы по дисциплине «Конструирование и производство автотракторной техники»
Цель изучения дисциплины «Конструирование и производство автотракторной техники» состоит в том, чтобы студент получил знания по теории автотракторного транспорта, общего устройства и конструктивных особенностей автомобилей, тракторов и специализированных транспортных средств на их базе, основных ко ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru