Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Педагогика и воспитание » Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста » Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.

Среди множества проблем, связанных с пониманием экологии, одна из важнейших - экологическое воспитание и экологическое образование. Ей уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев, А.Л.Яншин, Г.Н. Ягодин, Н.Н. Тарасова, Г.Н. Розенберг.

С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» пишет о дошкольном возрасте, как самоценном этапе в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В вариативной программе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста «Я у Свiтi» воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено сферой «Природа».

Программа выдвигает две важные задачи:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы. Дошкольник владеет навыками самообслуживания; вместе со взрослым ухаживает за растениями и животными; выполняет простые кратковременные поручения, помогает убирать в комнате; соблюдает правила природопользования (не сорит, выбрасывает мусор в надлежащее место, не ловит и не носит в руках и коробочках насекомых, не срывает цветы на клумбах, собирает осенние листья в компостную яму); моет листья комнатных растений; высаживает семена овощей, декоративных цветов, зерновых; садит корнеплоды; помогает взрослым мастерить кормушку и поилку для птиц; ухаживает за птицами: моет кормушки, поилки, поддоны, наливает воду, кладет готовый корм птицам и другим небольшим животным, аквариумным рыбкам; помогает взрослому убирать снег, разбивать на огороде грядки, разрыхлять почву, упорядочивать орудия труда; передает в движениях вращения Луны и Земли вокруг Солнца. Знает и соблюдает основные правила поведения в природе, напоминает о них сверстникам; с разрешения взрослых осторожно общается с животными ближайшего окружения: наблюдает за дождевыми червями, жуками, бабочками, кузнечиками, рыбками, птичками, собаками, кошками; выполняет несложные поручения взрослого, посильно помогает в уходе за животными; подкармливает птиц зимой, устраивает поилки в жару; инициирует готовность ухаживать за растением или животным, проявлять заботу о них; упорядочивает использованное орудие труда (очищает, просушивает, относит в отведенное для него место); осознает социальную значимость своей деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Цель: Изучить уровень сформированности экологических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента. Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те же метод ...

Скопинская керамика
Город Скопин Рязанской области издавна славился гончарными изделиями. Из светлой глины здесь делали простую посуду без поливы, так называемые «синюшки». Полагают, что название промысла связано с птицей скопой, которая водится в здешних болотах. Традиции древнего гончарного промысла отразились в про ...

Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru