Предметно-практическая деятельность. Охотно и самостоятельно ухаживает за обитателями уголка природы, за огородом, цветником; замечает разные состояния растений и животных; высеивает семена овощей, цветов, зерновых; высаживает рассаду, размножает разными способами комнатные растения; рационально использует воду, электроэнергию, тепло; соблюдает чистоту вокруг себя; действует умело, уверенно; фиксирует состояние погоды, находит аналогичные народные приметы; для наблюдений за объектами природы, их изображениями пользуется разными приборами, оборудованием.
Сакирдинова Т.И. и Сединкин А.Н. в своих работах отмечают, что без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной творческой деятельности нельзя воспитать бережное, любовное отношение к природе.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому «Айболит», уголок «Зеленой аптеки», сделать ручеек, бассейн и т. д.
Современная дошкольная педагогика разрабатывает проблему трудового воспитания детей дошкольного возраста. Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников. Большой вклад в развитии этой проблемы внесли исследования Н.К. Крупской, А.С Макаренко, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, З.Н. Борисовой, Г.П. Лесковой, Я.З. Неверович. В них разработаны содержание, методы и средства трудового воспитания, выявлены пути обеспечения единства трудового и нравственного воспитания. Острота и своевременность данной проблемы побудили исследователей продолжить её разработку.
Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результатов, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить,— это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.
А. С. Макаренко в «Лекции о трудовом воспитании» раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.
Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.
Новое в образовании:
Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в
основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...
Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием
речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...
Компетентностный подход в
обучении
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания — умения — навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям. Понятие «компетентностный ...