Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития » Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития

Страница 1

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. У детей с ЗПР процесс чувственного познания имеет свои особенности, своего рода сложности. Особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении. Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия педагогов, работающих с детьми данной категории.

Решать задачи по формированию пространственных представлений, как показала практика, целесообразнее всего при взаимодействии учителя - дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с ЗПР. Сложилась необходимость в создании единой программы по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР. При создании программы мы придерживались определенной системы, которая представлена в программе Н.Я. Семаго. “Программа формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста”, учитывали разделы программы Шевченко С.Г. “Подготовка к школе детей с задержкой психического развития”. Планируя свою работу по данному направлению, педагоги учитывали индивидуальные особенности каждого ребенка, внедряли свои специфические методы и приемы, которые позволили наиболее легко и интересно усвоить детям данные понятия. Общие задачи ориентируют педагогов в первую очередь на оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи ребенку с задержкой психического развития. Что в свою очередь позволяет создать оптимальные условия для всестороннего развития детей.

Работа по формированию пространственных представлений осуществляется поэтапно:

1 этап. На этом этапе педагогами ДОУ осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела), в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения “вертикальной организации" его пространства (его вертикальной оси). Затем работа проводится по вертикальной оси, по усложнению.

На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий. Задачи начинают решаться на занятиях учителя - дефектолога (индивидуальных, подгрупповых):

работа с зеркалами: “Дразнилки”, “Узнай и покажи”, “Покажи у соседа” и т.д. После того, как у детей сформируются определенные знания в этой области, для закрепления подключаются к работе воспитатели группы, используя:

игровые упражнения: “Что похоже, а что нет”, “Найди отличия”, “Перышко”, “Ухо - нос”, “Муха”, “Аист”, “Путаница”, “Обведи свои ладошки”;

чтение художественных произведений (Э. Машковская “Нос, умойся”, А. Барто “Девочка чумазая”, Н. Голь “Главные признаки” и т.д.);

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений
Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ №12 в 3 «Б» классе. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек Цель исследования – выявить у учащихся экспериментального класса уро ...

Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
· Тщательно планировать содержание компонентов ИОС. · Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант. · Преподавате ...

Сбалансированное питание ребенка
Рациональное питание оказывает существенное влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Рациональное питание заключается в том, что 1) энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергозатраты организма, 2) в суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбала ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru