Всего в ходе диагностики ребенку необходимо было ответить на 27 вопросов.
Ответы детей оценивались по трех бальной системе. Критерии оценки ответов:
1. балл — нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
2. балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
3. балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
В соответствии с критериями нами было определено три уровня сформированности у детей экологических знаний: высокий, средний и низкий.
Характеристика уровней: Высокий уровень (65-81баллов) - знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры. Средний уровень (41-64баллов) — имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Низкий уровень (25-40 баллов)- ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей. Ответы детей заносились в протокол таблицы 2.1.2. и 2.1.3.(Приложение А, Б). На основании данных мы сделали сводную таблицу качественных показателей экологического воспитания детей групп № 1 и № 2 среднего дошкольного возраста констатирующего этапа эксперимента. Это нашло отражение в таблице 2.1.1. Как видно из таблицы, в группе № 1 высокий уровень экологического воспитания отсутствует; у 60 % средний уровень и у 40 % детей низкий уровень экологического воспитания. В группе № 2 дети с высоким уровнем экологического воспитания отсутствуют; у 34 % детей средний уровень и у 66 % детей низкий уровень экологического воспитания.
Из полученных результатов видно, что дети группы № 1 имеют более обширные знания в экологическом воспитании, чем дети группы № 2. Поэтому всю дальнейшую работу мы будем строить с группой детей № 2.
Уровни |
Показатели группы № 1 |
Показатели группы № 2 | ||
абс. |
% |
абс. |
% | |
Высокий |
- |
- |
- |
- |
Средний |
9 |
60 |
5 |
34 |
Низкий |
6 |
40 |
10 |
66 |
Всего |
15 |
100 |
15 |
100 |
Новое в образовании:
Особенности декоративно – прикладного искусства в работе с детьми старшего
дошкольного возраста
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного в большой выразительности, прием форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второ ...
Понятие о формах организации обучения и основания их классификации
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий «форма организации обучения» или «организационные формы обучения», как и понятия «формы учебной работы» как п ...
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
Инновации в образовании. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта ...