По результатам методики были определены три уровня сформированности у детей математических понятий: низкий, средний и высокий.
Первый (самый низкий) уровень выполнения подведения под понятие опирается на односторонний элементарный анализ, на классификацию, или носящую глобально-недифференцированный характер, или опирающуюся только на один признак, не могут определить даже два признака для экспериментального понятия, и поэтому делают множество ошибочных выборов, попеременно ориентируясь то на цвет, то на форму. Эти дети не удерживают положительное и отрицательное подкрепление, в результате чего не могут осуществить классификацию по заданным признакам, подвести под понятие.
Для второго уровня характерно то, что подведение под понятие проходит с опорой на классификацию, которая уже дифференцирована, но осуществляется не сразу, а в результате упражнений. Ученики на этом уровне не способны увидеть связь между подкрепленными признаками, анализ ведется то по одному (форма), то по другому (цвет) признаку, они возвращаются к неподкрепленным признакам и не могут удержать все подкрепленные. Между подкрепленными признаками не могут установить связь. Эти дети способны осуществить классификацию, подвести под понятие, но лишь допустив несколько ошибочных выборов.
Третий уровень основывается на всестороннем анализе и синтезе, классификация проходит по всем заданным основаниям, ученики устанавливают как положительные, так и отрицательные связи, прочно удерживают подкрепленные признаки и отбрасывают неподкрепленные, не возвращаясь к ним, таким образом, подводят под понятие. Характерно то, что при выборе фигурок ученики с этим уровнем владения приемом классификация пытаются формулировать в словах те признаки (основания), на которые надо опираться при подведении под понятие. За выполнение задания на третьем уровне начислялось 2 балла, на втором – 1 балл, на первом – баллов не начислялось.
Результаты эксперимента приведены в таблице (табл. 2.1 и 2.2), они дают основание считать, что для каждого ученика характерен определенный уровень сформированности математических понятий и приема классификации, а также необходимости работы по их формированию.
Таблица 2.1
Результаты констатирующего эксперимента (1 – Г).
|
№ |
Фамилия, имя учащихся |
Уровень сформированности понятий |
|
1 |
Андронова Анастасия |
II |
|
2 |
Андросюк Дмитрий |
II |
|
3 |
Атемов Разим |
I |
|
4 |
Бабешко Татьяна |
I |
|
5 |
Боймистрюк Роман |
I |
|
6 |
Болик Георг |
III |
|
7 |
Васильева Людмила |
II |
|
8 |
Вашкевич Наталья |
II |
|
9 |
Воропаев Вова |
II |
|
10 |
Данилов Никита |
II |
|
11 |
Дашкова Валентина |
I |
|
12 |
Дорогин Иван |
II |
|
13 |
Андронова Анастасия |
II |
|
14 |
Андросюк Дмитрий |
II |
|
15 |
Атемов Разим |
I |
|
16 |
Бабешко Татьяна |
I |
|
17 |
Боймистрюк Роман |
I |
|
18 |
Болик Георг |
III |
|
19 |
Васильева Людмила |
II |
|
20 |
Вашкевич Наталья |
II |
|
21 |
Воропаев Вова |
II |
|
22 |
Данилов Никита |
II |
|
23 |
Дашкова Валентина |
I |
|
24 |
Дорогин Иван |
II |
|
25 |
Дубровина Оксана |
I |
|
26 |
Яблоненко Саша |
I |
Новое в образовании:
Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку
психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...
Методические приемы использования наглядности на
уроках новейшей истории в 9 классе
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. В курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть к ...
Иллюстрация разработки инструментария для
определения уровня речи при изучении отдельных тем курса математики
Уровень сформированности устной и письменной компетентности при изучении математики может быть определен исходя из того, какие записи осуществляет ученик на доске или в тетради и какие слова при этом проговаривает. Ниже приведены возможные устные комментарии ученика при выполнении заданий по темам: ...