Классификация наглядных средств обучения и их виды

Педагогика и воспитание » Наглядность в преподавании новейшей истории » Классификация наглядных средств обучения и их виды

Страница 2

К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются: https://sportcity74.ru палатка черырехместная четырехместные палатки.

а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;

б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.

Большой интерес школьников так называемые "объёмные" наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И, разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

Наконец, особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

Графика - это "начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками" Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.

С целью повышения качества обучения, условно-графическая наглядность должна отвечать ряду требований:

Соответствие средства содержанию изучаемого материала;

Неперегруженность объектами для запоминания;

Четкость изображения;

Широкая цветовая гамма и т.д.

Определенное место на занятиях по истории занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.

Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.

Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.

Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.

Картограммы - это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению.

Графические средства наглядности довольно широко распространены. Десятки изданий альбомов, схем можно найти на прилавках магазинов, полках библиотек.

Карта - неотъемлемый элемент урока истории. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации. К сожалению, сегодня школа обладает меньшим по объёму и весьма некачественным картографическим материалом. До сих пор преобладают настенные карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Понятие о ДЦП. Виды и формы ДЦП. Прогноз
Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину боле ...

Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов
Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскры ...

Предпосылки развития функциональной содержательно-методической линии в курсе алгебры основной школы
Современный школьный курс математики строится на основе содержательно-методических линий. Проблема изучения функциональной содержательно-методической линии в школьном курсе математики широко обсуждается в научной литературе. Различные ее аспекты освещены в работах известных математиков и методистов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru