К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются: https://sportcity74.ru палатка черырехместная четырехместные палатки.
а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.
Большой интерес школьников так называемые "объёмные" наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И, разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.
Наконец, особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
Графика - это "начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками" Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.
С целью повышения качества обучения, условно-графическая наглядность должна отвечать ряду требований:
Соответствие средства содержанию изучаемого материала;
Неперегруженность объектами для запоминания;
Четкость изображения;
Широкая цветовая гамма и т.д.
Определенное место на занятиях по истории занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.
Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.
Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.
Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.
Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.
Картограммы - это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению.
Графические средства наглядности довольно широко распространены. Десятки изданий альбомов, схем можно найти на прилавках магазинов, полках библиотек.
Карта - неотъемлемый элемент урока истории. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации. К сожалению, сегодня школа обладает меньшим по объёму и весьма некачественным картографическим материалом. До сих пор преобладают настенные карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям.
Новое в образовании:
Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО
В качестве стратегий проектирования инновационных процессов в системе ВПО мы рассматриваем: - реализацию важных характеристик индивидуально-ориентированного процесса обучения – нелинейности, модульности и вариативности форм обучения, предоставляющих студенту возможность самостоятельного выбора трае ...
Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...
Специфика задач физического воспитания детей 3-7 лет
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждения определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи. Охра ...