Проблема 7. Уборка своего места
Ребёнок уже в состоянии без посторонней помощи убирать после себя игрушки. Однако если он не заботится о своих «друзьях», бросает их где попало. Дети этого возраста очень болезненно воспринимают вторжение в их личное пространство. Чтобы избежать слёз и конфликтов, важно не
прерывать ребёнка в самом разгаре игры. Предпочтительнее подождать немного или предупредить его. Дети из неблагополучных семей не имеют понятия, что после игры, нужно прибрать за собой игрушки, и не приучены к порядку. В большинстве неблагополучных семей, возможно, у детей игрушек нет вообще.
Проблема 8. Общение со сверстниками и взрослыми
Как к таковой проблеме навыков самообслуживания проблема культуры общения не относится, но является внешней стороной, основой формирования навыков самообслуживания. Поэтому так важно сформировать у детей основные навыки культуры поведения в разных ситуациях, например за столом, когда они помогают младшим детям одеваться или принимать пищу. Также, если у детей не формировать уважительное отношение к старшим, то их будет сложно чему-либо научить.
Дети из неблагополучных семей в раннем детстве довольно замкнуты, боятся новых людей, со сверстниками контактируют не охотно. Ко взрослым относятся с опасением. Дети постарше даже могут выражать агрессию, грубость, обращаться на «ты». Всё это следствие отсутствия культуры родителей, а значит и ребенок не обойдет стороной эту проблему.
Таким образом, очень важное место в процессе развития личности любого ребенка играет гигиеническое образование, умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и способствующих коммуникации детей с социальной средой. В психолого-педагогической литературе проблема умений и навыков в социально-бытовой деятельности и самообслуживании у детей из неблагополучных семей не нашла достаточно полного отражения, хотя она является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
У детей из неблагополучных семей формирование навыков самообслуживания не всегда происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей чаще всего не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: социальная дезадаптация, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушения интеллектуального развития.
В неблагополучных семьях родители не уделяют достаточного количества времени своим детям, вследствие этого ребенок не научается навыкам самообслуживания.
Таким образом, основные проблемы самообслуживания у детей из неблагополучных семей это:
неумение соблюдать элементарные правила личной гигиены;
неспособность организовывать свое питание;
неумение самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за одеждой и обувью;
беспомощность в бытовых навыках;
бессильность в умении поддерживать чистоту и порядок помещения, в котором они проживают;
неумение пользоваться туалетом;
не знание элементарной культуры общения.
Новое в образовании:
Особенности педагогической деятельности и требования к личности учителя
начальных классов
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимала узко как обучение школь ...
Методическая система по формирования математических понятий: множества,
величины, числа, алгебраических и геометрических понятий
В начальных классах формируются следующие математические понятия: Множество, частные случаи операций над множествами. Величина. Геометрический материал. Число, количественный и порядковый (аксиоматический) подходы к множеству натуральных чисел. Операции над натуральными числами (количественный и ак ...
Анализ школьных программ и учебников по русскому
языку для начальной школы
Однородные члены предложения в начальной школе по разным системам изучаются в разных классах, так по системе Л.В. Занкова изучение происходит в 3 классе, а по программе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко - в 4 классе. В 3 классе по программе А.В. Поляковой изучаются главные и второстепенные члены пред ...