Способы формирования мировоззрения

Страница 2

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания.

Формирование мировоззрения в процессе воспитания

Одной из основных задач воспитания является формирование мировоззрения. Это достигается в ходе проведения воспитательных работ во всех сферах. Трудовое воспитание, экономическое воспитание,, эстетическое воспитание, физическое воспитание и т.д.

Методы воспитания

Методы формирования общественного сознания

Беседа- диалогический метод воспитания, целью которого является привлечение учащихся к оценке событий, поступков, явлений. И на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам, к самому себе или другим людям.

Разъяснение - объяснение учащемуся (либо небольшой группе учащихся) их поступков либо проступков.

Внушение - воздействие на подсознание человека, проникновение в его внутренний мир.

Убеждение - процесс логического обоснования, доказательства какого-либо суждения либо умозаключения

Лекция – монологический совестный метод изложения материала большого объема, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и объяснений.

Дискуссия (либо диспут) – это метод формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным условием является наличие двух или более противоречащих друг другу мнений по обсуждаемому вопросу.

Методы формирования опыта общественного поведения

Упражнение- планомерно организованная деятельность, направленное на многократное повторение операций, действий с целью их закрепления в деятельность воспитанников.

Приучение - в основе лежит деятельность, закрепление отдельных действий, но такая деятельность осуществляется в более жестких условиях, целенаправленно и в короткие сроки.

Поручение- передача учащимся неких функций, выполнение которых потребует от него ответственности, исполнительности. Поручение эффективно, когда оно часто меняется и контролируется.

Педагогическое требование- содержит в себе реально сформулированную задачу, которую необходимо выполнить в той или иной ситуации. Требование может быть как прямым, так и косвенным.

Общественное мнение - содержит в себе педагогические требования, которое превращается в мнение коллектива и содержит в себе суждение и оценку. Общественное мнение регулирует межличностные отношения в коллективе.

Создание воспитывающей ситуации – это моделируемая педагогом ситуация, в которой учащийся поступает заданным образом, закрепляя необходимые нормы поведения.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Наказание - метод стимулирования, при котором негативное действие в поведении учащегося заменяется положительным действием.

Поощрение – метод стимулирования, который направлен на закрепление в поведении воспитанников положительных действий.

Соревнование – метод стимулирования, который может быть как коллективным, так и индивидуальным. Может быть рассчитани на длительный срок, и быть эпизодическим. В процессе его организации проведении необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования приобретённого опыта.

Из ранее написанного материала можно сделать следующие выводы

1) исторически цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе (то есть, социализация личности). Это не возможно без формирования мировоззренческих взглядов учащихся, так как моровоззрение это сумма взглядов на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на своё собственное место в мире и обществе, на смысл деятельности человека. Это совокупность философских, политических, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.

2) мировоззрение имеет сложную структуру, которая включает в себя объективный компонент, субъективный компонент, убеждения, интеллект, чувства, волю, теоретическое мышление. Я для формирования мировоззрения необходимо учитывать все его составляющие, его грани и аспекты. То есть следует ориентироваться на индивидуальные, психологические и возрастные особенности учащихся.

3) для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений. Однако существенной проблемой возраста является то, что именно в этот период жизни подросток очень поддаётся чужому влиянию и прислушивается к чужому мнению, и очень важно, что бы данное мнение и влияние было положительным. И именно в этом возрасте, когда человек формируется как личность, когда он переходит из детского возраста к юности, а потом и взрослой жизни, когда происходит формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, особенно важно направить его дальнейшее развитие в нужное русло, формировать мировоззрение.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Как связаны между собой процессы познания и обучения? В чем их сходство и различие
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение. Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях ...

Идентичность: общее понятие
Современная психология основывается на построении сильного ощущения самого себя, на преимущественном характере идентичности в сфере социального, на стремлении индивида соотнести внутренний мир с внешним в воспроизводящейся ситуации усложнения, множащегося многообразия, реализуемого развитием систем ...

Психолого-педагогическое обоснование использования ресурсов
В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронн ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru