3) творчество в работе;
4) педагогическое волевое влияние на детей;
5) способность организовывать детский коллектив;
6) интерес к детям;
7) содержательность и яркость речи;
8) ее образность и убедительность;
9) педагогический такт;
10) способность связывать учебный предмет с жизнью;
11) наблюдательность (по отношению к детям);
12) педагогическая требовательность и т.п.
Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, гипотетически влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин (1), определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих:
1) перечень свойств и характеристик личности учителя;
2) перечень требований к психолого-педагогической подготовке;
3) объем и содержание академической подготовки;
4) объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.
Из данной гипотетической структуры выводятся главные составляющие педагогических способностей:
1) направленность (идейная, профессионально-педагогическая, познавательная);
2) общие академические способности (интеллектуальные и т.п.);
3) частные дидактические способности (специальные или навыки владения методиками преподавания по конкретным дисциплинам).
К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей.
По мнению Н.В. Кузьминой, педагог кроме организаторских способностей должен обладать еще коммуникативными, конструктивными, проективными и гностическими способностями.
К четвертой подгруппе относятся так называемые прогностические модели педагогических способностей, например, Дж. Райнса. С помощью специально обученных экспертов была обследована выборка из шести тысяч учителей в процессе открытого урока в 1700 школах США. Обследование проводилось на протяжении шести лет. По завершении сбора информации весь массив данных рейтинга подвергался факторному анализу. Удалось обнаружить девять факторов, влияющих на формирование имиджа хорошего педагога:
1) фактор сопереживания (дружелюбия) – эгоцентричности (равнодушия);
2) фактор деловитости (системности) – безалаберности;
3) фактор ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся – скучного, однообразного ведения занятия;
4) фактор доброжелательного – недоброжелательного отношения к ученикам;
5) фактор принятия – непринятия демократического типа преподавания;
6) фактор доброжелательного – недоброжелательного отношения к администрации и другому персоналу школы;
7) фактор склонности к традиционному – либеральному типу преподавания;
8) фактор эмоциональной стабильности – нестабильности;
9) фактор хорошего словесного понимания.
Один компонент общих способностей рассматривается отдельно как их основной стержень, как совершенно обязательная предпосылка успешной учебно-воспитательной работы. Это — расположенность к детям, которая характеризуется сердечной привязанностью к ним, желанием, стремлением (и даже жизненной потребностью) с ними работать. Расположенность учителя к ученикам выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, влиять на формирование детской психики, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (но не в мягкотелости, безответственной снисходительности и сентиментальности), в искренности и простоте обращения с детьми. Как показывают исследования, всех успешно работающих учителей отличает именно эта особенность.
К умениям и навыкам, необходимым для решения педагогических задач, относится педагогическая техника, которая включает в себя умение найти верный тон и стиль общения с детьми, овладевать и управлять их вниманием, выбирать оптимальный темп обучения, управлять проявлением своих чувств, убедительно выражать внешне (мимикой, жестикуляцией, голосом) свое отношение к действиям и поступкам учащихся. Педагогическая техника включает две группы умений – умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи) и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия).
Как видим по работам авторов, ведущими в ансамбле педагогических способностей Ф.Н. Гоноболин считает: умения понимать ученика, доступное изложение материала, организаторские способности, педагогический такт, предвидение результатов работы, возможных трудностей и ошибок, способность проектировать качества своих учеников и др.
Щербаков А.И. выделяет в своих исследованиях такие педагогические способности: способность «видеть» ребенка и управлять его развитием, наблюдательность, самостоятельность мышления, способности к аналитико-синтетической работе и т.д.
Новое в образовании:
Содержание двигательного режима в группе детей с задержкой психического
развития
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличе ...
Народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки
Целый художественный мир представляет собой устное народное творчество - обширная область фольклора, выражаемая в слове. Являясь древнейшим народным искусством, зародившимся еще в дохристианские времена, оно сконцентрировало глубокую народную мудрость, отточенную веками, выверенную временем, и пред ...
Игра как средство воспитания в дошкольной педагогике
В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие созн ...