Воспитательная система школы как фактор воспитания нравственных ценностей у старшеклассников

Страница 1

Чтобы раскрыть деятельность классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей, необходимо представить ее в воспитательной системе школы. Раскрытие воспитательной системы школы, ориентированной на воспитание нравственных ценностей учащихся, основано на использовании системного подхода. Системный подход стал использоваться в отечественной педагогике во второй половине 70-х годов ХХ столетия в работах В.С. Ильина, Л.В. Загрековой, Ф.Ф. Королева, Н.В. Кузьминой и др. Н.В. Кузьмина использует понятие «педагогическая система» и определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей». В состав педагогической системы, по ее мнению, кроме целей включаются еще ряд компонентов: конструктивный аспект, гностический аспект (педагоги), организационный аспект (учащиеся), коммуникативный аспект (средства педагогической коммуникации).

В концепции В.П. Беспалько педагогическая система определяется как «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами». В структуре педагогической системы В.П. Беспалько выделяет «следующую взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов: учащиеся; цели воспитания (общие и частные); содержание воспитания и образования; процессы образования и воспитания; учителя; организационные формы воспитательной работы».

Развитие системных идей привело к появлению синергетики как направления исследования открытых неравновесных и нелинейных систем с целью изучения процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений. Синергетический подход стал широко использоваться в 90-е годы при определении сущности педагогических систем (В.И. Аршинов, А.В. Гаврилин, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др.). Педагогическая система школы с учетом синергетического подхода имеет сложную структуру. Как считает Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др., компонентами педагогической системы с учетом синергетического подхода являются: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию концепции; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему; развитие системы.

В конце 90-х годов ХХ столетия в педагогике активно развивается научная школа, занимающаяся исследованием воспитательных систем образовательных учреждений (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, М.А. Сидоркин, А.В. Гаврилин, Е.Н. Степанов). Общая теория воспитательной системы была разработана представителями школы Л.И. Новиковой, которая определяет воспитательную систему школы как «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат».

Н.Л. Селиванова характеризует воспитательную систему школы как «важнейший фактор целенаправленного воспитания, результат творческой деятельности воспитателя - профессиональных педагогов и общественников. Воспитательная система - феномен реальной действительности. Она включает те цели, ради которых создается; совместную деятельность воспитателей и воспитуемых, обеспечивающую реализацию этих целей; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенную ими среду; отношения, развивающиеся между ними; ценностные ориентации и нравственные стороны, определяющие духовное единство и характер их поведения». Воспитательная система школы существует ради воспитания личности школьника и является гуманистической. Это - сложный социально- педагогический, психолого-педагогический комплекс, упорядоченный относительно своей важнейшей функции - воспитания и влияет на школьников не только через уроки, учителей, учебники, домашние задания (педагогический фактор), но и через включенность в окружающую среду, через ценностные отношения, которые складываются между детьми, классными руководителями, родителями; через психологический климат, традиции, объединяющие взрослых и детей в школе.

В этой связи, на наш взгляд, воспитательная система выступает как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать воспитанию личности учащихся. Общая способность содействовать воспитанию личности учащихся представляется как целое, складывающееся из отдельных (частных) способностей, таких как: способность диагностировать развитие личности учащегося, детского и педагогического коллективов; способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса; способность организовывать жизнедеятельность школьного сообщества детей и взрослых, в максимально благоприятной степени для самореализации и самоутверждения личности школьника, классного руководителя и родителей; способность интегрировать усилия по эффективности взаимодействия субъектов; способность создавать в образовательном учреждении и за его пределами воспитывающую, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную среду.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Роль и место групповой работы в учебной деятельности
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлени ...

Открытый конкурс краевых летних образовательных программ как форма повышения квалификации
В рамках Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края "Поколение-XXI: развитие Человеческого Потенциала" проводится Открытый краевой конкурс летних образовательных программ, целью которой является создание условий для повышения квалификации кадров в сфере ДО ( ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников
Базой исследования является ДОУ № 97 г.Магнитогорска. В эксперименте принимали участие дети старшей группы, в количестве десяти человек. Сроки проведения эксперимента с января по март 2007 года. Исследовательская работа включает в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Цель констатир ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru