Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования » Профессионально значимые качества личности педагога и пути их совершенствования

Страница 2

Современные исследователи выделяют трехчленную структуру готовности к любой профессиональной деятельности, состоящую из физиологического, профессионального и личностного компонентов.

Физиологический компонент обуславливает возможность выдерживать нагрузки, связанные с деятельностью, профессиональный предполагает, что человек может действовать, только имея системную совокупность специальных знаний, умений и навыков и опыта. Получение их возможно исключительно в процессе профессиональной подготовки. Личностный компонент придает направленность и целесообразность самой готовности и всей последующей профессиональной деятельности.

А.К.Маркова (1993) выделяла три составляющих готовности - когнитивную, личностную и деятельностную. Когнитивная готовность на протяжении долгого времени считалась основной, поэтому образовательный процесс в педагогических вузах был сориентирован преимущественно на получение знаний.

В любом случае готовность к педагогической деятельности в современной литературе чаще всего представляется как интегральная модель.

Структура готовности складывается из мотивационной (ответственность, чувство долга), ориентационной (знания о требованиях деятельности к личности), операционной (владение способами и приемами деятельности), волевой (возможность саморегуляции и самоконтроля) и оценочной составляющих.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к педагогу вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

-способность делать учебный материал доступным;

-творчество в работе;

-педагогически-волевое влияние на учащихся;

-способность организовать коллектив учащихся;

-интерес и любовь к детям;

-содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

-педагогический такт;

-способность связать учебный предмет с жизнью;

-наблюдательность;

-педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности педагогов и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое в образовании:

Особенности педагогического общения
Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания. Наиболее распространенным и разработанным яв ...

Состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР после специального обучения
После проведения ряда внеклассных занятий в рамках обучающего эксперимента был проведен контрольный срез краеведческих знаний учащихся по методике констатирующего эксперимента. 1 этап: наблюдение за деятельностью детей во внеклассной работе. При проведении внеклассных мероприятий с использованием к ...

Современные подходы к решению проблемы информационной безопасности школьника
С развитием информационно-коммуникативных технологий в системе образования все больше используется опыт, накопленный сетевыми сообществами в обучении и приобщении учителей и школьников к участию в жизни таких сообществ, существующих на базе сетевых центров науки, искусства, здравоохранения, професс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru