Философские основы воспитания нравственных ценностей

Страница 1

Проблема нравственных ценностей занимает одно из ведущих мест в системе современного философского знания. Изучение нравственных ценностей в широком значении возникла задолго до нашей эры. Термин «нравственность» берет свое начало от греческого «этос». Впоследствии древнеримский философ Цицерон ввел понятие «шогаНБ» - «моральный», «нравственный». По мере развития общества и различных наук под моралью понимались явления реальной жизни - нормы и эталоны поведения людей, а также выполнение этих правил. Рассмотрим этапы развития знаний о нравственных ценностях.

Взгляды античных философов. Первые попытки философского обобщения моральных процессов, являющихся прямым продолжением этических размышлений в рамках героического эпоса (Гомер и Гесиод), практической мудрости (Семь Мудрецов), рассматривали пифагорейцы. Более развитое обобщение о морали мы находим у Гераклита. Он понимает нравственность как мудрость, как следование законам природы, а не религиозным предписанием или указаниям законодателя: «Мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно». Во фрагментах Гераклита «О природе» содержится важное положение об относительности и взаимозависимости нравственных понятий: «И добро и зло (одно)».

Демокрит обобщает предшествующие этические представления. Он первый из античных ученых обращается к внутреннему миру человека. Нравственным идеалом Демокрита является мудрец, презревший суетность жизни. Мыслитель акцентирует внимание на экзистенциональном характере моральных механизмов.

Он вводит в этику понятия стыда и долга как внутренних регуляторов поведения: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков». Демокрит особое значение придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина, названных позднее общечеловеческими ценностями.

Сократ утверждал, что единственным объектом изучения может быть только человек и прежде всего его нравственность; мысль, суммированная Сократом в кратком изречении звучит: «Познай самого себя». Исследуя добродетели, Сократ пришел к выводу, что каждая из них есть определенное знание. Мудрость есть знание, как соблюдать законы. Мужество - знание, как преодолеть опасность. Умеренность, или воздержанность - знание, как обуздывать собственные страсти, Таким образом, он доказывает, что нравственность и знание взаимообусловлены: «Справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость».

Основу этики Платона составляет учение об идеях и учение о душе. В душе Платон различал три части и с каждой связывал только ей присущую добродетель (нравственные ценности): с разумной частью души - мудрость, с волевой частью - мужество, с чувствующей частью - воздержанность. Гармоническое сочетание этих трех основных нравственных добродетелей образует четвертую - справедливость. Высшая добродетель, по его мнению, - мудрость. Главная задача нравственного воспитания по Платону - добровольное подчинение законам. « .Надо рассмотреть, какие качества дают человеку наилучшим образом провести свою жизнь. И уже не закон, а похвала и порицание должны здесь воспитывать людей и делать их кроткими и послушными тем законам, которые будут изданы».

Наибольшей теоретической глубины достигает учение греков о нравственности у Аристотеля. В «Никомаховой этике» и «Политике» он реалистически анализирует проблемы морали, указывая, что «люди образуют понятия блага и блаженства - сообразно с жизнью, которую они ведут» (16, с.6). Аристотель впервые создает классификацию добродетелей и пороков. Основными добродетелями у Аристотеля служат: мужество, умеренность в наслаждениях, мудрость, великодушие, кроткость, правдивость, общительность, любезность, справедливость, которые мы относим к нравственным ценностям. К порокам он относит трусость, скупость, мелочность, малодушие, честолюбие, гневность, хвастовство, грубость, несправедливость. Для характеристики добродетелей значимо учение «О золотой середине», которую Аристотель развивает самым тщательным образом: «Добродетель есть известного рода середина, поскольку она стремится к среднему.»

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр
ІІ этап (октябрь 2012 – февраль 2013г.) – формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента – организовать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников с помощью специально разработанного комплекса дидактических игр. В данном параграфе представ ...

Специфика и содержание дополнительного образования
Всякая образовательная система создается для реализации определенных социальных потребностей – запросов государства, отдельных социальных групп, общества в целом. Но в вопросе развития образовательная система сама начинает влиять на содержание социальных запросов в сфере образования, на содержание ...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru