Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования » Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Страница 3

Подводя общий итог сказанному, обозначим практически наиболее важные структурные элементы системно организованного педагогического объекта. Таким объектом, может стать деятельность любого детского творческого объединения в составе конкретного учреждения дополнительного образование. Приводимая ниже педагогическая схема позволяет, как мы убедились в ходе эксперимента в ДДиЮТ им. В.Дубинина, достаточно объективно оценить качество профессиональной деятельности любого педагога дополнительного образования. Вместе с тем, данная схема, при систематическом пользовании ею, дает возможность самому педагогу увидеть свои наиболее типичные недоработки и наметить оптимальные пути оперативного их устранения, а значит, и систематического совершенствования имеющегося профессионального опыта.

Итак, в ходе системно (и систематически) выполняемого педагогического анализа качества работы любого детского творческого объединения представляется целесообразным вычленять следующие основные компоненты:

целевой компонент, включающий в себя избранные цели и сформулированные задачи; этот важный структурный компонент общей системы деятельности детского творческого объединения с наибольшей полнотой вскрывает уникальность анализируемого педагогического опыта как системы; в составе этого компонента, в свою очередь, имеет смысл на правах подсистемы выделять как минимум два основных звена: воспитательное и дидактическое; эти звенья в своей рядоположенной соотнесенности конкретизируют ключевые позиционно-личностные установки, взгляды, убеждения и принципы педагога как субъекта системной организации воспитательно-образовательного процесса;

содержание образования, планируемого для усвоения в ходе обучения; этот компонент системы деятельности детского творческого объединения (также дифференцируемый на структурные составляющие – содержание обучения и содержание воспитания) обеспечивает, прежде всего, решение поставленных педагогом целей и сформулированных задач;

педагогические принципы (во взаимосвязи принципов обучения и принципов воспитания), опираясь на некоторые, педагог организует усвоение детьми содержания образовательной программы и, в целом, успешное достижение выдвинутых целей и задач;

средства, формы и методы работы, к которым по преимуществу обращается конкретный педагог в своей профессиональной деятельности; это те обязательные компоненты учебно-воспитательного процесса, которые «обслуживают» целеполагание, отбор содержание, формулировку принципов и при их тесной взаимосоотнесенности между собой дают особо зримое, наглядное, методически ощутимое воплощение системно оформленного опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования;

результаты обучения и воспитания, понимаемые в данном случае как предельно четко конкретизированное воплощение поставленных целей и задач, допускающее проверку эмпирическими и научно-психологическими методами диагностики.

Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (центры, дворцы, дома детского творчества, клубы, студии, станции юных техников и натуралистов, школы, детские оздоровительно-образовательные лагеря, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремёсел и др.) – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализация в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...

Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...

Психолого-педагогические особенности младших школьников
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, дела ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru