Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования » Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей

Страница 3

Подводя общий итог сказанному, обозначим практически наиболее важные структурные элементы системно организованного педагогического объекта. Таким объектом, может стать деятельность любого детского творческого объединения в составе конкретного учреждения дополнительного образование. Приводимая ниже педагогическая схема позволяет, как мы убедились в ходе эксперимента в ДДиЮТ им. В.Дубинина, достаточно объективно оценить качество профессиональной деятельности любого педагога дополнительного образования. Вместе с тем, данная схема, при систематическом пользовании ею, дает возможность самому педагогу увидеть свои наиболее типичные недоработки и наметить оптимальные пути оперативного их устранения, а значит, и систематического совершенствования имеющегося профессионального опыта.

Итак, в ходе системно (и систематически) выполняемого педагогического анализа качества работы любого детского творческого объединения представляется целесообразным вычленять следующие основные компоненты:

целевой компонент, включающий в себя избранные цели и сформулированные задачи; этот важный структурный компонент общей системы деятельности детского творческого объединения с наибольшей полнотой вскрывает уникальность анализируемого педагогического опыта как системы; в составе этого компонента, в свою очередь, имеет смысл на правах подсистемы выделять как минимум два основных звена: воспитательное и дидактическое; эти звенья в своей рядоположенной соотнесенности конкретизируют ключевые позиционно-личностные установки, взгляды, убеждения и принципы педагога как субъекта системной организации воспитательно-образовательного процесса;

содержание образования, планируемого для усвоения в ходе обучения; этот компонент системы деятельности детского творческого объединения (также дифференцируемый на структурные составляющие – содержание обучения и содержание воспитания) обеспечивает, прежде всего, решение поставленных педагогом целей и сформулированных задач;

педагогические принципы (во взаимосвязи принципов обучения и принципов воспитания), опираясь на некоторые, педагог организует усвоение детьми содержания образовательной программы и, в целом, успешное достижение выдвинутых целей и задач;

средства, формы и методы работы, к которым по преимуществу обращается конкретный педагог в своей профессиональной деятельности; это те обязательные компоненты учебно-воспитательного процесса, которые «обслуживают» целеполагание, отбор содержание, формулировку принципов и при их тесной взаимосоотнесенности между собой дают особо зримое, наглядное, методически ощутимое воплощение системно оформленного опыта профессиональной деятельности педагога дополнительного образования;

результаты обучения и воспитания, понимаемые в данном случае как предельно четко конкретизированное воплощение поставленных целей и задач, допускающее проверку эмпирическими и научно-психологическими методами диагностики.

Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (центры, дворцы, дома детского творчества, клубы, студии, станции юных техников и натуралистов, школы, детские оздоровительно-образовательные лагеря, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремёсел и др.) – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализация в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Из истории развития преподавания естествознания
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода. Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время ...

Педагогические условия успешного воспитания нравственных ценностей в деятельности классного руководителя
Изучение научно-педагогической литературы показало, что концептуальные основы воспитания нравственных ценностей старшеклассников успешно реализуются классным руководителем с учетом комплекса следующих педагогических условий: взаимодействие классного руководителя с семьей старшеклассников; педагогич ...

Разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей при ознакомлении с окружающим
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: разработка комплексную систему разнообразных форм и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим и экспериментальная апробация разработанной комплексной с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru