В ходе работы в группах ученики лучше узнали друг друга. Иногда возникали трения между ними, появлялись желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав групп формировался постепенно. Учащиеся привыкли друг к другу, чувствовали локоть товарища в совместной работе. Это доставляло им удовольствие.
Положительных результатов добивались группы, состоящие из средних учеников, имеющие равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивали материал. Они дополняли друг друга. Эти учащиеся продвигались одним темпом.
Практика показала, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказывались чаще, чем обычно, они не боялись говорить и спрашивать.
Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Поэтому целесообразнее организовать работу в парах и группах. В итоге дети проходили учебный материал намного быстрее и качественнее. У них повышался интерес к этим упражнениям, ведь они оказывались не только в роли учеников, но и в роли учителей, когда проверяли выполнение заданий своего напарника.
Иногда возникали опасения: не будут ли дети списывать при работе?
Опыт показал, что систематической работе в парах и группах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как каждый должен этот материал рассказать товарищу и доказать, почему вставил именно данную букву.
В процессе занятий нами проводились диагностические исследования с помощью наблюдения. Наблюдения показали, что проведенные занятия позволили детям не только развивать умение общаться, развивать речь, углублять знания по предмету, но и воспитывали волевые качества, логическое мышление, внимание.
Возросли и возможности учителя: на таких уроках узнаешь много нового об интересах и способностях учеников, видишь сильные и слабые стороны класса и каждого школьника.
По окончании цикла занятий были проведены повторные исследования.
Мы можем отметить, что после проведения занятий по методике работы в группах постоянного состава коэффициент сплоченности коллектива резко увеличился, а частота появления ошибок уменьшилась, но незначительно. Очевидно, в силу небольшого объема занятий и того, что в системе урочной деятельности групповая форма работы не поддержана в полной мере, изменения показателей частоты появления ошибок незначительны.
Благодаря групповой работе ученики продвинулись в умении:
- формулировать свою точку зрения;
- выяснять точки зрения своих партнеров;
- обнаруживать разницу точек зрения;
- пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.
Просуммировав эффекты группой формы организации учебно- воспитательного процесса, получили весьма убедительный перечень:
- возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются дисциплинарные трудности;
- ученики получают большое удовольствие от занятий;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие;
- сплоченность класса резко возрастает;
- дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
В работе мы рассмотрели вопросы, касающиеся организации групповой работы на уроках русского языка в начальной школе.
Поставленная нами цель была выполнена, то есть мы организовали групповую работу и описали явные эффекты группой формы организации учебно - воспитательного процесса. Для того чтобы изучить влияние групповой работы на эффективность обучения русскому языку младших школьников, требуется более продолжительный эксперимент. Возможно, эта проблема станет целью дипломной работы.
Для учителей начальных классов по использованию групповой формы организации учебно-воспитательного процесса предлагаем следующие методические рекомендации.
1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.
2. При введении новой формы групповой работы необходимо дать ее образец.
Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?»,
«Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?» Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.
Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.
Новое в образовании:
Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактиче ...
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
В становлении ребенка как личности важна была роль окружающей его социальной среды, а именно: регулирование поведения человека на основе определенных нравственных норм обществом — ближайшими соседями, всем селением в целом. Сельской жизнью с древнейших времен (с X—XI вв.) руководила община. Она нен ...
Девиантное поведение несовершеннолетних
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры ил ...