"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Педагогика и воспитание » "Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Страница 1

Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследовательская практическая работа, "совместное" раскрытие и изучение данной темы под руководством преподавателя. Использовано определённое оснащение урока: клавиры, нотные распечатки, звукозаписи, фортепианное исполнение музыкальных примеров, полифонические схемы. Некоторые образцы иллюстративного материала приведены в приложении. Содержание занятия опирается на учебную литературу по курсу полифонии, но в определённой исторической перспективе анализируемых произведений. В ходе изучения выделен ряд определённых закономерностей полифонической формы, необходимых для усвоения учащимися по данной теме.

В первую очередь необходимо обратить внимание учащихся на вопросы терминологии. Двойная и тройная фуги являются высшими, полифоническими формами. В определении термина "многотемная фуга" в учебной литературе существует несколько позиций. Такие музыковеды как Р. Ройтерштейн и Т. Мюллер определяют многотемные фуги как сложные, в отличие от_однотемных, простых. Интересна позиция исследователя В. Золотарёва в его труде. По определению Золотарёва сложные фуги это фуги, где тема имеет ответ в каком-либо полифоническом варианте: в противодвижении, в уменьшении, в увеличении: например, в "Искусстве фуги" И. Баха в пятой фуге использован ответ в противодвижении и т.д. В определении же собственно многотемных фуг он согласен с позицией авторов программных учебников С. Скребковым и С. Григорьевым. Фуга называется двойной, если она имеет две темы, тройной, если она имеет соответственно три темы. Таким образом, в нашем понимании В. Золотарёв использует термин "двойная или тройная фуга", т.е. фуга на 2 или 3 темы. Своё толкование полифонической формы даёт А. Дмитриев в исследовании "Полифония как фактор формообразования": Двойная фуга строится на двух темах-тезисах, тройная - на трёх. Именно этот вариант определения жанра многотемной фуги я предлагаю использовать в процессе изучения темы.

Следует заметить, что фуги с большим количеством тем почти не встречаются, так как чрезмерное изобилие тематического материала излишне загружает полифоническую ткань и, по существу, не дает возможности отчетливо следить за движением каждой темы и за их полимелодическим взаимодействием. Каждая фуга - как простая, так и двойная и тройная - всегда должна иметь четкое, хорошо воспринимаемое на слух голосоведение. В фуге не может быть ни чрезмерно большого количества голосов, ни большого количества тематических материалов. Фуга - образец экономии художественных средств и многообразного использования их. Максимально "удобное" количество голосов в фуге - четыре. Пятиголосные фуги встречаются значительно реже. Среди "24 прелюдий и фуг для фортепиано" Шостаковича только одна пятиголосная, остальные фуги - трех - и четырехголосные, одна - двухголосная. Аналогичное положение и в двойных и тройных фугах. В этом же сборнике лишь две двойные фуги - e moll и d moll-и ни одной тройной. Великолепные тройные фуги имеются у Танеева в финале обоих струнных квинтетов и в конце I части кантаты "По прочтении псалма". Фуги на четыре темы могут встретиться в художественной практике лишь как технологические музыкальные "фокусы". В какой-то мере это имело место в старой полифонической культуре, когда были распространены различные полифонические ребусы, загадочные каноны и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов
Проблема образовательного стандарта как механизма сохранения единого образовательного пространства и защиты системой образования национальных культур, региональных культурных традиций получила обоснование в работах многих ученых (Воскресенская Н.М., Днепров Э.Д., Betts J.,Costrell R.M.). Они раскры ...

Особенности развития личности в подростковом возрасте
Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появление ...

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru