"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Педагогика и воспитание » "Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения

Страница 1

Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследовательская практическая работа, "совместное" раскрытие и изучение данной темы под руководством преподавателя. Использовано определённое оснащение урока: клавиры, нотные распечатки, звукозаписи, фортепианное исполнение музыкальных примеров, полифонические схемы. Некоторые образцы иллюстративного материала приведены в приложении. Содержание занятия опирается на учебную литературу по курсу полифонии, но в определённой исторической перспективе анализируемых произведений. В ходе изучения выделен ряд определённых закономерностей полифонической формы, необходимых для усвоения учащимися по данной теме.

В первую очередь необходимо обратить внимание учащихся на вопросы терминологии. Двойная и тройная фуги являются высшими, полифоническими формами. В определении термина "многотемная фуга" в учебной литературе существует несколько позиций. Такие музыковеды как Р. Ройтерштейн и Т. Мюллер определяют многотемные фуги как сложные, в отличие от_однотемных, простых. Интересна позиция исследователя В. Золотарёва в его труде. По определению Золотарёва сложные фуги это фуги, где тема имеет ответ в каком-либо полифоническом варианте: в противодвижении, в уменьшении, в увеличении: например, в "Искусстве фуги" И. Баха в пятой фуге использован ответ в противодвижении и т.д. В определении же собственно многотемных фуг он согласен с позицией авторов программных учебников С. Скребковым и С. Григорьевым. Фуга называется двойной, если она имеет две темы, тройной, если она имеет соответственно три темы. Таким образом, в нашем понимании В. Золотарёв использует термин "двойная или тройная фуга", т.е. фуга на 2 или 3 темы. Своё толкование полифонической формы даёт А. Дмитриев в исследовании "Полифония как фактор формообразования": Двойная фуга строится на двух темах-тезисах, тройная - на трёх. Именно этот вариант определения жанра многотемной фуги я предлагаю использовать в процессе изучения темы.

Следует заметить, что фуги с большим количеством тем почти не встречаются, так как чрезмерное изобилие тематического материала излишне загружает полифоническую ткань и, по существу, не дает возможности отчетливо следить за движением каждой темы и за их полимелодическим взаимодействием. Каждая фуга - как простая, так и двойная и тройная - всегда должна иметь четкое, хорошо воспринимаемое на слух голосоведение. В фуге не может быть ни чрезмерно большого количества голосов, ни большого количества тематических материалов. Фуга - образец экономии художественных средств и многообразного использования их. Максимально "удобное" количество голосов в фуге - четыре. Пятиголосные фуги встречаются значительно реже. Среди "24 прелюдий и фуг для фортепиано" Шостаковича только одна пятиголосная, остальные фуги - трех - и четырехголосные, одна - двухголосная. Аналогичное положение и в двойных и тройных фугах. В этом же сборнике лишь две двойные фуги - e moll и d moll-и ни одной тройной. Великолепные тройные фуги имеются у Танеева в финале обоих струнных квинтетов и в конце I части кантаты "По прочтении псалма". Фуги на четыре темы могут встретиться в художественной практике лишь как технологические музыкальные "фокусы". В какой-то мере это имело место в старой полифонической культуре, когда были распространены различные полифонические ребусы, загадочные каноны и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Педагогические программы дополнительного образования
Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечени ...

Сущность понятия «экологическая культура»
Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура. В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается ...

Русская деревянная игрушка
В русской деревянной игрушке сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Это целая область народного творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru