Из Таблицы 10 и Диаграммы 10 видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной.
Никто из детей экспериментальной группы не получил максимального количества баллов (4) при исследовании умения использовать возвратные глаголы. Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 4 баллов.
Диаграмма 10. Уровень сформированности дифференциации возвратных глаголов
Овладение возвратными глаголами требует не только сформированности грамматических обобщений, но и обобщений логических, связанных с направленностью действия либо на самого себя, либо на другой объект.
При различении возвратных глаголов дети с ЗПР испытывают и трудности поиска глаголов, в связи с чем были выявлены разнообразные замены глаголов (прячет – играет, причесывает – расчесывает, прячет – убирает, вытирает – моет).
Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глаголов связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что формирование процессов словообразования у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне (Таблица 11), по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием.
Таблица 11
Уровень сформированности процессов словообразования у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным психическим развитием
|
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
Средний балл | ||
|
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов |
1,8 |
3,8 |
|
Исследование словообразования названий животных |
1,7 |
3,7 |
|
Образование имен существительных со значением женскости |
1,5 |
3,8 |
|
Исследование словообразования названий профессий мужского рода |
1.4 |
3,6 |
|
Образование относительных прилагательных |
1,9 |
3,9 |
|
Образование притяжательных прилагательных |
2,1 |
3,9 |
|
Образование приставочных глаголов противоположного значения |
1,6 |
3,7 |
|
Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо |
1,7 |
3,6 |
|
Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида |
2,1 |
4,0 |
|
Исследование употребления возвратных глаголов |
2,0 |
4,0 |
|
За все задания |
1,78 |
3,8 |
|
% успешного выполнения |
44,5% |
95% |
Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о несформированности функции словообразования у дошкольников с ЗПР. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования.
В усвоении грамматики, особенно на начальном этапе развития речи, большую роль играет «чувство языка». У дошкольников с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне. Следует отметить, что процесс его развития осуществляется у этих детей довольно медленно. Таким образом, нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР отражаются на словообразовании и протекании всего периода детского словотворчества, оказывают отрицательное влияние на формирование процессов выделения, обобщения и продуцирования словообразовательных моделей.
Новое в образовании:
Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...
Мероприятия с сотрудниками и персоналом ДОУ по профилактике детского
травматизма
Любой воспитатель или сотрудник ДОУ несет ответственность за сохранность жизни и здоровья детей, поэтому должен соблюдать ряд правил: 1. При проведении выходов на мероприятия вне помещения ДОУ ответственный воспитатель обязан отвечать за соблюдение правил безопасности детей на улице и в местах досу ...
Диверсификация отечественной системы высшего профессионального образования
Развитие Российского высшего профессионального образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации, было принято решение о подготовке к развертыванию Бол ...