Из Таблицы 10 и Диаграммы 10 видно, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной.
Никто из детей экспериментальной группы не получил максимального количества баллов (4) при исследовании умения использовать возвратные глаголы. Никто из испытуемых с нормальным речевым развитием не набрал менее 4 баллов.
Диаграмма 10. Уровень сформированности дифференциации возвратных глаголов
Овладение возвратными глаголами требует не только сформированности грамматических обобщений, но и обобщений логических, связанных с направленностью действия либо на самого себя, либо на другой объект.
При различении возвратных глаголов дети с ЗПР испытывают и трудности поиска глаголов, в связи с чем были выявлены разнообразные замены глаголов (прячет – играет, причесывает – расчесывает, прячет – убирает, вытирает – моет).
Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глаголов связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и проявляются более грубо на уровне семантики.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что формирование процессов словообразования у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне (Таблица 11), по сравнению с детьми с нормальным психическим развитием.
Таблица 11
Уровень сформированности процессов словообразования у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным психическим развитием
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Средний балл | ||
Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных суффиксов |
1,8 |
3,8 |
Исследование словообразования названий животных |
1,7 |
3,7 |
Образование имен существительных со значением женскости |
1,5 |
3,8 |
Исследование словообразования названий профессий мужского рода |
1.4 |
3,6 |
Образование относительных прилагательных |
1,9 |
3,9 |
Образование притяжательных прилагательных |
2,1 |
3,9 |
Образование приставочных глаголов противоположного значения |
1,6 |
3,7 |
Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо |
1,7 |
3,6 |
Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида |
2,1 |
4,0 |
Исследование употребления возвратных глаголов |
2,0 |
4,0 |
За все задания |
1,78 |
3,8 |
% успешного выполнения |
44,5% |
95% |
Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о несформированности функции словообразования у дошкольников с ЗПР. Значительное количество неологизмов при словообразовании свидетельствует о том, что данный процесс находится у этих детей в стадии формирования.
В усвоении грамматики, особенно на начальном этапе развития речи, большую роль играет «чувство языка». У дошкольников с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне. Следует отметить, что процесс его развития осуществляется у этих детей довольно медленно. Таким образом, нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР отражаются на словообразовании и протекании всего периода детского словотворчества, оказывают отрицательное влияние на формирование процессов выделения, обобщения и продуцирования словообразовательных моделей.
Новое в образовании:
Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по
вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении
Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету. Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки. Проективно-конс ...
Познавательные цели обучения русскому языку
В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) современный школьный курс русского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языков ...
Приемы активизации познавательной деятельности
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Приемы активизации познавательн ...