Данные, представленные в таблице 9, наглядно свидетельствуют о том, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе было хуже, чем в контрольной группе.
Испытуемые с нормальным психическим развитием отлично справились с заданием, набрав максимальное количество, тогда как в экспериментальной группе только двое детей набрали 3 балла, остальные дети допускали ошибки при выполнении данного задания. Дошкольники с ЗПР показали более низкий уровень сформированности умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, чем дошкольники с нормальным психическим развитием (Диаграмма 9).
Таблица 9
Исследование дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл |
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл | ||
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида |
- |
2 |
8 |
- |
10 |
- |
- |
- | |
Диаграмма 9. Уровень сформированности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида
При дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида были выявлены следующие ошибки:
неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (девочка пьет чай – девочка запила чай, Маша моет руки – Маша намыла руки);
замена глаголов совершенного вида с приставками бесприставочными глаголами несовершенного вида (мальчик рисует дом – мальчик рисовал дом, девочка сажает цветы – девочка сажала цветы);
лексические замены глаголов (Мальчик рисует дом – мальчик закрасил дом).
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей с задержкой психического развития уровень сформированности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида гораздо ниже, чем у детей контрольной группы.
Исследование употребления возвратных глаголов
Более сложным процессом для детей с ЗПР является дифференциация возвратных глаголов (Таблица 10 и Диаграмма 10)
Таблица 10
Исследование употребления возвратных глаголов
Задание |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |||||||
Количество детей, набравших соответствующее число баллов | |||||||||
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл |
4 бал ла |
3 бал ла |
2 бал ла |
1 балл | ||
Исследование употребления возвратных глаголов |
- |
1 |
8 |
1 |
10 |
- |
- |
- | |
Новое в образовании:
Богородская игрушка
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Кра ...
Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической ...
Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с
ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...