Пространственные представления развиваются у детей медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.
У детей с недостатками развития восприятие пространственных представлений замедленное, а ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование пространственных представлений.
Между тем, одной из важнейших предпосылок к усвоению чтения, письма, счета является определенный уровень сформированности пространственных представлений.
Наиболее востребованным становится учет индивидуально-типологических особенностей в познавательной сфере, к которой относится пространственная ориентация.
Объектом исследования является формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются недостатки базисных пространственных ориентировок, что препятствует формированию полноценных пространственных представлений и их словесного обозначения. Требуется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по этому разделу.
Целью данной работы является изучение особенностей пространственных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
пространственное представление задержка психический
1. Провести анализ научной литературы по проблеме познавательного развития детей с задержкой психического развития;
2. Подобрать комплекс методик экспериментального исследования состояния пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием.
3. Провести сравнительное экспериментальное исследование уровней сформированности пространственных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития и с нормально протекающим психическим развитием.
4. Разработать методические рекомендации к коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития по формированию пространственных представлений.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: общие теоретические положения личностно-деятельностного подхода в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Якиманская), системного подхода и уровневой организации психического отражения (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн), основные концептуальные положения возрастной и педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, З.И. Калмыкова), положения психологии восприятия пространства и времени (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Д.Г. Элькин), концепция пространственного мышления (И.Я. Каплунович, И.С. Якиманская), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), о психологических особенностях детей с ЗПР (В.И. Лубовский, Т.А. Власова и др.).
Методы исследования: В соответствии со спецификой предмета, объекта, цели, задач, гипотезы исследования использовались следующие методы: организационные (лонгитюдинальный, комплексный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент); психодиагностические (тесты, беседы); биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации); математической статистики.
Практическая значимость работы заключается в том, что данная программа может использоваться не только с детьми, у которых задержка психического развития, но и с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Новое в образовании:
Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...
Виды, методы, приемы организации контроля знаний
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...
Особенности коммуникативной функции детей с общим
недоразвитием речи
Коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них. Формы речевого воздействия - вопрос, просьба, совет, пред ...