Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Страница 3

2. Союз и может повторяться перед несколькими последними членами однородного ряда. В этом случае однородный ряд остается открытым. Это можно часто встретить в языке художественной литературы:

Татьяна (русская душою,

Он рощи полюбил густые,

Сама не зная почему)

Уединенье, тишину,

С ее холодною красою

И ночь, и звезды, и луну.

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный-

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И сани, и зарею поздней

И снам, и карточным гаданьям,

Сиянье розовых снегов,

И предсказаниям луны.

И мглу крещенских вечеров (П.).

Союз и может связывать члены попарно. Эти пары, в свою очередь, организуются в однородный ряд без союзов.

Структуру такого однородного ряда можно наглядно представить с помощью круглых и квадратных скобок: [ (Петя и Маша), (Сережа и Таня), (Миша и Аня)] решили провести отпуск вместе на юге.

Но Ленский, не имев, конечно, Они сошлись: волна и камень,

Охоты узы брака несть, Стихи и проза, лед и пламень

С Онегиным желал сердечно Не столь различны меж собой

Знакомство покороче свесть.

Пара с союзом и не обязательно соединяется с другой парой, она может соединяться с отдельными однородными членами: Вздохи и зеванье старухи, мирное дыханье спавшей бабы, сумерки избы и шум дождя за окном располагали ко сну.

Однородный ряд без союзов, а также с соединительными или разделительными союзами может предваряться или, наоборот, завершаться обобщающим словом. Обобщающее слово обозначает главную мысль, которая объединяет в одно целое - в однородный ряд - члены предложения. Обобщающее слово является тем же членом, что и члены однородного ряда. Например:

В маскарадной и в оперной зале,

За игрой у зеленых столов,

В клубе, в думе, в манеже, на бале,

Словом: в обществе всяких родов,

В наслажденье, в труде и в покое,

В блудном сыне, в почтенном отце,

Есть одно - угадайте, какое? -

Выраженье на русском лице? (Н.)

Обобщающий характер обстоятельства в обществе всяких родов подчеркивается специальным компонентом (словом).

Обычно обобщающие слова и члены однородного ряда соотносятся как род и вид: В лесу встречаются два вида лягушек: травяная и более мелкая - остромордая (С. Огнев); Зверек мгновенно определяет расстояние от предмета: летящего крупного насекомого, проволоки, ветки и т.п. (С. Огнев).

В роли обобщающих слов особенно активны местоименные слова со значением всеобщности: всё, все, всюду, нигде: Весна чувствуется всюду: и в городе, и в лесу, и на реке. Нужной мне книги не было нигде: ни в магазинах, ни в библиотеках.

Меж ними все рождало споры

И к размышлению вело:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду (П.).

Н.С. Валгина говорит о том, что синтаксическая однородность выявляется только в предложении (не в словосочетании) и определяется как тождество синтаксической позиции, а это возможно лишь при объединении сочетающихся словоформ в сочиненный ряд.

Далее она отмечает, что в ряду однородных членов обнаруживается равноправие компонентов, их смысловая и грамматическая независимость друг от друга, при условии, однако, их логической и лексической сопоставимости. Такие члены предложения связаны перечислительными, сопоставительными или разделительными отношениями.

"Вместе с тем однородные члены, - говорит Н. С Валгина, - объединяются одинаковым синтаксическим отношением к одному и тому же члену предложения. Последнее может проявляться в их соподчиненности, т.е. в параллельности зависимости от некоего третьего члена, или, наоборот, в соподчиняющей роли по отношению к этому третьему члену предложения, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (наслаждался - трудом, успехом, славой; трудами и успехами - друзей). Такая подчинительная связь обнажает однородность, подчеркивает ее. Но соподчиненность отнюдь не обязательное свойство однородных членов предложения: вряд ли правомерно говорить, например, о соподчиненности однородных подлежащих, ведь они не подчинены ни одному члену предложения. Трудно обнаружить и их подчиненную роль по отношению к сказуемому: связь подлежащего и сказуемого - взаимообратная, координирующая".

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Социально-педагогический аспект информационной безопасности детей и подростков в условиях школы
Для рассмотрения в социально-педагогическом аспекте угрозы информационной безопасности как совокупности условий и факторов, воздействующих на здоровье личности, духовно-нравственную сферу, межличностные отношения, создающих опасность жизненно важным интересам личности, были использованы основные по ...

Методика изучения симптоматики нарушений функций словообразования у детей с ЗПР
Методика исследования словообразования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. При разработке методики исследования словообразования у дошкольников были использованы материалы Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Волковой. Речевой материал подобран с учётом программы детского сада. Все ...

Особенности содержания словарной работы в детском саду
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неи ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru