Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Страница 3

2. Союз и может повторяться перед несколькими последними членами однородного ряда. В этом случае однородный ряд остается открытым. Это можно часто встретить в языке художественной литературы:

Татьяна (русская душою,

Он рощи полюбил густые,

Сама не зная почему)

Уединенье, тишину,

С ее холодною красою

И ночь, и звезды, и луну.

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный-

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И сани, и зарею поздней

И снам, и карточным гаданьям,

Сиянье розовых снегов,

И предсказаниям луны.

И мглу крещенских вечеров (П.).

Союз и может связывать члены попарно. Эти пары, в свою очередь, организуются в однородный ряд без союзов.

Структуру такого однородного ряда можно наглядно представить с помощью круглых и квадратных скобок: [ (Петя и Маша), (Сережа и Таня), (Миша и Аня)] решили провести отпуск вместе на юге.

Но Ленский, не имев, конечно, Они сошлись: волна и камень,

Охоты узы брака несть, Стихи и проза, лед и пламень

С Онегиным желал сердечно Не столь различны меж собой

Знакомство покороче свесть.

Пара с союзом и не обязательно соединяется с другой парой, она может соединяться с отдельными однородными членами: Вздохи и зеванье старухи, мирное дыханье спавшей бабы, сумерки избы и шум дождя за окном располагали ко сну.

Однородный ряд без союзов, а также с соединительными или разделительными союзами может предваряться или, наоборот, завершаться обобщающим словом. Обобщающее слово обозначает главную мысль, которая объединяет в одно целое - в однородный ряд - члены предложения. Обобщающее слово является тем же членом, что и члены однородного ряда. Например:

В маскарадной и в оперной зале,

За игрой у зеленых столов,

В клубе, в думе, в манеже, на бале,

Словом: в обществе всяких родов,

В наслажденье, в труде и в покое,

В блудном сыне, в почтенном отце,

Есть одно - угадайте, какое? -

Выраженье на русском лице? (Н.)

Обобщающий характер обстоятельства в обществе всяких родов подчеркивается специальным компонентом (словом).

Обычно обобщающие слова и члены однородного ряда соотносятся как род и вид: В лесу встречаются два вида лягушек: травяная и более мелкая - остромордая (С. Огнев); Зверек мгновенно определяет расстояние от предмета: летящего крупного насекомого, проволоки, ветки и т.п. (С. Огнев).

В роли обобщающих слов особенно активны местоименные слова со значением всеобщности: всё, все, всюду, нигде: Весна чувствуется всюду: и в городе, и в лесу, и на реке. Нужной мне книги не было нигде: ни в магазинах, ни в библиотеках.

Меж ними все рождало споры

И к размышлению вело:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду (П.).

Н.С. Валгина говорит о том, что синтаксическая однородность выявляется только в предложении (не в словосочетании) и определяется как тождество синтаксической позиции, а это возможно лишь при объединении сочетающихся словоформ в сочиненный ряд.

Далее она отмечает, что в ряду однородных членов обнаруживается равноправие компонентов, их смысловая и грамматическая независимость друг от друга, при условии, однако, их логической и лексической сопоставимости. Такие члены предложения связаны перечислительными, сопоставительными или разделительными отношениями.

"Вместе с тем однородные члены, - говорит Н. С Валгина, - объединяются одинаковым синтаксическим отношением к одному и тому же члену предложения. Последнее может проявляться в их соподчиненности, т.е. в параллельности зависимости от некоего третьего члена, или, наоборот, в соподчиняющей роли по отношению к этому третьему члену предложения, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (наслаждался - трудом, успехом, славой; трудами и успехами - друзей). Такая подчинительная связь обнажает однородность, подчеркивает ее. Но соподчиненность отнюдь не обязательное свойство однородных членов предложения: вряд ли правомерно говорить, например, о соподчиненности однородных подлежащих, ведь они не подчинены ни одному члену предложения. Трудно обнаружить и их подчиненную роль по отношению к сказуемому: связь подлежащего и сказуемого - взаимообратная, координирующая".

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...

Методика обучения общеразвивающим упражнениям на разных возрастных этапах
Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты: 1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений. 2. Раздача пособий. 3. Способы подачи упражнений. 4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений. На первом этапе об ...

Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru