Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Страница 2

Грамматическим средством, устанавливающим смысловые отношения между однородными членами, являются сочинительные союзы. Выделяются следующие по значению группы таких союзов:

а) соединительные, показывающие, что однородные члены предложения сочиняются для выражения некоторой общей идеи. К числу соединительных союзов относятся и, да (в значении и), ни. ни: Я и Петя сумели решить эту трудную задачу; Только я да Петя сумели решить эту трудную задачу. Союз ни. ни употребляется только при отрицании: Ни я, ни Петя не сумели решить эту трудную задачу.

Напомним, что союз и способен употребляться и при неоднородных сочиненных членах, когда два (и более) члена находятся только в одинаковой подчинительной связи с другим членом, но смысловых отношений между этими членами нет, ср.:. С потолка спускались толстые и черные нити паутины;

б) сопоставительно-противительные союзы: а, но, да (в значении но): Не я, а Петя решил эту сложную задачу; Я долго решал эту сложную задачу, но так и не решил.

в) разделительные союзы: или, либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли: Я или Петя решим эту сложную задачу; Либо я, либо Петя решим эту сложную задачу; То я, то Петя решали сложные задачи; Не то я, не то Петя когда-то уже решал эту сложную задачу; То ли я, то ли Петя когда-то решал эту сложную задачу;

г) градационные союзы: не только. но и; как. так и и др.: Не только я, но и Петя решил эту сложную задачу; Как я, так и Петя решил эту сложную задачу;

д) пояснительные союзы: то есть, а именно: Он решал задачи, как всегда, то есть быстро.

Отношения между однородными членами могут устанавливаться и на неграмматической основе при выражении некоторой общей идеи: Хорь был человек положительный, практичный, административная голова, рационалист; Калинин, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных (И. Т.).

Однородные члены предложения образуют однородный ряд. Однородный ряд может быть закрытой и открытый. Закрытым называется такой однородный ряд, который нельзя продолжить. Закрытые ряды создаются сопоставительно-противительными и градационными союзами. Открытым называется такой однородный ряд, который можно продолжить, ср.: В классе остались Петя, Вася, Маша. - В классе остались Петя, Вася, Маша, Марина, Миша. Открытые однородные ряды создаются соединительными и разделительными союзами. Соединительный союз и может быть одиночным и повторяющимся: Петя и я остались в классе. - И Петя, и я остались в классе. Разделительные союзы или и либо могут также быть одиночными и повторяющимися: Петя или (либо) ты должен остаться после уроков. - Или (либо) Петя, или (либо) ты должен остаться в классе после уроков. Разделительные союзы то. то, не то. не то, то ли. то ли, а также соединительный союз ни. ни могут быть только повторяющимися:

Их разговор благоразумный Ни поэтическим огнем,

О сенокосе, о вине, Ни остротою, ни умом,

О псарне, о своей родне, Ни общежития искусством (П.).

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни охлаждающая даль, Ни шум веселий, ни науки

Ни долгие лета разлуки,. Души не изменили в нем,

Ни музам данные часы, Согретой девственным огнем

Ни чужеземные красы, (П.).

Однородные ряды без союзов всегда являются открытыми: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы. - На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы, автобусы.

Возможны такие однородные ряды, часть членов которых сочинена без союзов, а часть - союзом и. Такие однородные ряды могут быть трех типов:

1. Если союз и употребляется только перед последним членом ряда, то он закрывает однородный ряд: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы. - Нельзя сказать: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы, маршрутные такси; не говорят и так: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы, и маршрутные такси.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продум ...

Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и цел ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru