Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Однородность различных членов предложения и средства связи при них

Страница 2

Грамматическим средством, устанавливающим смысловые отношения между однородными членами, являются сочинительные союзы. Выделяются следующие по значению группы таких союзов:

а) соединительные, показывающие, что однородные члены предложения сочиняются для выражения некоторой общей идеи. К числу соединительных союзов относятся и, да (в значении и), ни. ни: Я и Петя сумели решить эту трудную задачу; Только я да Петя сумели решить эту трудную задачу. Союз ни. ни употребляется только при отрицании: Ни я, ни Петя не сумели решить эту трудную задачу.

Напомним, что союз и способен употребляться и при неоднородных сочиненных членах, когда два (и более) члена находятся только в одинаковой подчинительной связи с другим членом, но смысловых отношений между этими членами нет, ср.:. С потолка спускались толстые и черные нити паутины;

б) сопоставительно-противительные союзы: а, но, да (в значении но): Не я, а Петя решил эту сложную задачу; Я долго решал эту сложную задачу, но так и не решил.

в) разделительные союзы: или, либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли: Я или Петя решим эту сложную задачу; Либо я, либо Петя решим эту сложную задачу; То я, то Петя решали сложные задачи; Не то я, не то Петя когда-то уже решал эту сложную задачу; То ли я, то ли Петя когда-то решал эту сложную задачу;

г) градационные союзы: не только. но и; как. так и и др.: Не только я, но и Петя решил эту сложную задачу; Как я, так и Петя решил эту сложную задачу;

д) пояснительные союзы: то есть, а именно: Он решал задачи, как всегда, то есть быстро.

Отношения между однородными членами могут устанавливаться и на неграмматической основе при выражении некоторой общей идеи: Хорь был человек положительный, практичный, административная голова, рационалист; Калинин, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных (И. Т.).

Однородные члены предложения образуют однородный ряд. Однородный ряд может быть закрытой и открытый. Закрытым называется такой однородный ряд, который нельзя продолжить. Закрытые ряды создаются сопоставительно-противительными и градационными союзами. Открытым называется такой однородный ряд, который можно продолжить, ср.: В классе остались Петя, Вася, Маша. - В классе остались Петя, Вася, Маша, Марина, Миша. Открытые однородные ряды создаются соединительными и разделительными союзами. Соединительный союз и может быть одиночным и повторяющимся: Петя и я остались в классе. - И Петя, и я остались в классе. Разделительные союзы или и либо могут также быть одиночными и повторяющимися: Петя или (либо) ты должен остаться после уроков. - Или (либо) Петя, или (либо) ты должен остаться в классе после уроков. Разделительные союзы то. то, не то. не то, то ли. то ли, а также соединительный союз ни. ни могут быть только повторяющимися:

Их разговор благоразумный Ни поэтическим огнем,

О сенокосе, о вине, Ни остротою, ни умом,

О псарне, о своей родне, Ни общежития искусством (П.).

Конечно, не блистал ни чувством,

Ни охлаждающая даль, Ни шум веселий, ни науки

Ни долгие лета разлуки,. Души не изменили в нем,

Ни музам данные часы, Согретой девственным огнем

Ни чужеземные красы, (П.).

Однородные ряды без союзов всегда являются открытыми: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы. - На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы, автобусы.

Возможны такие однородные ряды, часть членов которых сочинена без союзов, а часть - союзом и. Такие однородные ряды могут быть трех типов:

1. Если союз и употребляется только перед последним членом ряда, то он закрывает однородный ряд: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы. - Нельзя сказать: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы, маршрутные такси; не говорят и так: На этом маршруте работают трамваи, троллейбусы и автобусы, и маршрутные такси.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Истоки декоративно – прикладного искусства
Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»). Издавна из дерева возводили дома, изготовляли ут ...

Исследование коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Потребностно-мотивационная основа деятельности общения - это база способствующая развитию КФР. Именно коммуникативные задачи, встающие перед детьми, стимулируют развитие соответствующих речевых средств общения. Следовательно, для развития речи ребенка недостаточно просто предлагать ему различный яз ...

Народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки
Целый художественный мир представляет собой устное народное творчество - обширная область фольклора, выражаемая в слове. Являясь древнейшим народным искусством, зародившимся еще в дохристианские времена, оно сконцентрировало глубокую народную мудрость, отточенную веками, выверенную временем, и пред ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru