Подходы к классификации цифровых образовательных ресурсов

Страница 2

в) вид учебной деятельности. Классификация ЦОР по этому признаку соответствует основным видам учебной деятельности обучаемых. Можно выделить ЦОР мотивационной направленности, ЦОР -объяснения, ЦОР -отработки, ЦОР контроля, а также целесообразно ввести еще один вид ЦОР - комбинированные ЦОР. Мотивационные ЦОР выполняют функции конкретизации и усиления потребностей обучаемых в знаниях по предмету. ЦОР -объяснения направлены на расширение поля учебной информации по предметной области. ЦОР -отработки или закрепления знаний направлены на формирование технологических или практических знаний и умений. ЦОР контроля позволяют оценить достигнутый результат обучения. Интегрированные ЦОР сочетают в себе частичные или все характеристики выше перечисленных видов ЦОР. Проблемные и надпредметные ЦОР всегда являются интегрированными.

4. Разработка прогностической модели ЦОР, ориентированной на различные сегменты целевой аудитории осуществлялась на основе метода объемного синтеза предметных линий.

Сущность метода объемного синтеза предметных знаний состоит в осуществлении последовательной интеграции этих знаний по выделенным основаниям.

Можно выделить 5 оснований для объемного синтеза предметных знаний (рис.9):

объем знаний, включающий уровни – фрагменты знаний, знания уровня решения задачи, знания уровня достижения цели, знания уровня решения проблемы;

-содержание предметных знаний – объектно-ориентированные знания о свойствах, характеристиках, параметрах и их взаимоотношениях сущностей материальной, энергетической, информационной и духовной природы; субъектно-ориентированные знания о социальном элементе и его отношениях с внешней средой (физические лица, юридические лица, социум в целом); предмето-ориентированные знания о методах, орудиях, условиях предметных деятельности социального элемента; результато-ориентированные знания о свойствах, характеристиках, параметрах и условиях безопасной эксплуатации результатов предметной деятельности;

сложность предметных знаний – фундаментальные знания, теоретические знания, практические знания;

носители предметных знаний –обучаемые, педагоги, администрация, родители, знакомые;

–уровни удовлетворяемых потребностей – социального уровня, корпоративного уровня, индивидуального уровня.

Алгоритм объемного синтеза предметных знаний (рис.10) включает в себя реализацию следующих этапов и действий:

-узкоспециальный предметный анализ-синтез;

совмещение горизонтальных срезов в многостороннем предметном исследовании;

узкоспециальный горизонтальный анализ-синтез;

совмещение вертикальных срезов;

совмещение всех понятий об отдельных компонентах системно рассматриваемой предметной области;

совмещение полного знания о его частях с полном представлением об их структурно-функциональных отношениях;

системный синтез предметных знаний для удовлетворения потребностей каждой выделенной целевой группы.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов алгоритма объемного синтеза предметных знаний. Предварительно введем графические обозначения, которые нам помогут проиллюстрировать сущность этого метода. На рисунке 11 в трехмерной системе координат определены три основания объемного синтеза:

-ось Z – объем знаний, где Z1 - фрагмент знаний, Z2 - знания на уровне решения задачи, Z3 - знания на уровне необходимых и достаточных для достижения цели, Z4 - знания необходимые и достаточные для решения проблемы;

-ось Y –содержание знаний, где Y1 - объектно-ориентированные знания о свойствах, характеристиках, параметрах и их взаимоотношениях сущностей материальной, энергетической, информационной и духовной природы; Y2 - субъектно-ориентированные знания о социальном элементе и его отношениях с внешней средой. (физические лица, юридические лица, социум в целом); Y3 - предмето-ориентированные знания о методах, орудиях, условиях предметной деятельности социального элемента; Y4 - результато-ориентированные знания о свойствах, характеристиках, параметрах и условиях безопасной эксплуатации результатов предметной деятельности;

-ось X – сложность или степень общности знаний, где X1 - фундаментальные знания, X2 - теоретические знания, X3 - знания об умениях, X4 - знания об опыте и навыках.Введенные обозначения позволяют следующим образом идентифицировать предметные знания:

Z1 Y1 X1 – фрагмент объектно-ориентированных фундаментальных знаний;

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Из истории развития преподавания естествознания
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода. Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время ...

Здоровье школьников как социально-педагогическая проблема
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании. На современном этапе развития общества реформирование системы образования является необходимым условием обеспечения эффективности социально-экономических и культурных ...

Сбалансированное питание ребенка
Рациональное питание оказывает существенное влияние на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Рациональное питание заключается в том, что 1) энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергозатраты организма, 2) в суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбала ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru