Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Педагогика и воспитание » Методика воспитания звуковой культуры речи на занятиях » Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах

Страница 4

На четвертом году жизни детей (вторая младшая группа) работа по воспитанию звуковой культуры речи продолжается. Ее задача сводится к тому, чтобы не только уточнять и закреплять с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать четкому и ясному их произношению в словах, фразах, но и помогать усваивать новые звуки, предупреждать закрепление их неправильного произношения. Во второй младшей группе педагог продолжает развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; учит детей правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.

В методической литературе довольно широко представлены рекомендации по воспитанию произносительной стороны речи у детей четвертого года жизни (М.М. Алексеева, М.Л. Генинг, Н.А. Герман, М.Ф. Фомичева и др.). В них указывается количество отрабатываемых звуков на данном возрастном этапе, последовательность их закрепления, даются игры, упражнения, практический материал, который воспитатель может использовать в своей работе.

Прежде чем перейти к изложению задач воспитания звуковой культуры речи с указанием содержания и методов работы, кратко рассмотрим некоторые особенности развития звуковой стороны речи у детей четвертого года жизни.

В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: более координированными становятся движения мышц языка, губ, нижней челюсти, принимающих самое активное и. гул участие в звукообразовании. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных.

В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).

Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо шапка - сапка), [ж] на [з] (жук - зук), [ч] на [ц] (чайник - цайник), [щ] на [с'] (щетка - сетка); сонорные согласные [р], [р'], [л] заменяют звуком [л'], реже [й]: либа, йыба вместо рыба, лепа вместо репа, ляпата, йапата вместо лопата. Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо сумка).

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово температура они произносят как тематура. Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.

В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то что в результате артикуляционных затруднений дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Многие малыши различают на слух похожие по звучанию слоги (би-и и пи-и), слова (мышка - мшика). Они понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно. Без специального обучения дети четвертого года жизни еще не могут самостоятельно определить, есть тот или иной звук в слове или нет, вычленить его из состава.

На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых словах, а в многосложных словах и фразах. Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, переднеязычные согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.

Не менее важной является задача развития слухового восприятия речевого слуха. Воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучание звуков, слов, помогает им осознавать звуковую сторону слова, слышать в словах отдельные звуки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Система коррекционно-педагогической работы
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей с сочетанием со стимуляцией развития всех её сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической ...

Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе
Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. В курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть к ...

Анализ игровых комнат в архитектурных объектах
Европейский опыт в проектировании, строительстве и оснащении развлекательных комплексов очень богат Белорусские дети проводят своё основное время на детских игровых и спортивных площадках. (Игровые элементы в таких местах небезопасны для жизни ребёнка). Также можно встретить игровые комплексы (детс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru