Отрабатывая произношение слов, не всегда следует добиваться того, чтобы дети в данный момент точно по образцу воспроизводили их, особенно те слова, в которых есть звуки "позднего онтогенеза" (шипящие, согласные [л] и [р]). Например, если малыш сначала произнесет слово пароход как пахот, а затем как паяхот или паляхот, это следует считать для него достаточным. Он правильно усвоил слоговую структуру слова, а так как звук [р] в его речи еще отсутствует, то замена его на [й] или [л'] считается вполне закономерной. Свежая информация ДПС-032Е16-06-20 0/0 7-Х у нас на сайте.
Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Однако их словарь невелик, и подобрать достаточное количество слов, а тем более фраз для закрепления пройденных звуков и для выработки отчетливого произнесения слов бывает трудно. Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Так, при закреплении звука [к] можно использовать, например, такую чистоговорку: "Ко-ко-ко - неходите далеко", звука [х]: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха - не поймала петуха". Такие упражнения обычно сопровождаются игрой. Наблюдения показывают, что не все дети при повторении шуток чистоговорок могут сохранять в них слоговую структуру, то есть произносить слоги ко и ха трижды. Некоторые ребята просто договаривают последнее слово, но и это очень важно, особенно если в игру включаются малоактивные дети.
Работа по закреплению звуков, по улучшению словопроизношения должна проводиться не только на занятиях, но и в процессе других видов деятельности.
Уточняя и закрепляя правильное произношение звуков, воспитатель обращает особое внимание на тех детей, которые с трудом или неправильно их усваивают, например, произносят звук [с], высунув язык. Своевременное выявление таких дефектов, оказание помощи детям уже на раннем возрастном этапе имеют большое профилактическое значение. Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.
Формирование правильного звукопроизношения осуществляется прежде всего за счет хорошо развитого слухового внимания и слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей внимательно прислушиваться к речи окружающих, используя упражнения на соотнесенность звукоподражания с определенным объектом, различение на слух близких и далеких по звучанию звуков и звукосочетаний. Например, педагог произносит различные звукосочетания, а дети говорят, чей голос они слышат ("Ква-ква-ква. Кто пришел к нам поиграть? - (Лягушка)).
Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание воспитанников и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься громко и тихо, быстро и медленно. Чтобы научить различать громкость и скорость их произнесения, воспитатель предлагает ребятам различные задания. Дети узнают, что молоточком можно стучать громко и тихо, что большие часы тикают медленно, маленькие - быстро.
Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки или звукосочетания с различной громкостью. Воспитатель дает образец, а дети подражают, например, голосу какого-нибудь животного. Такие задания необходимы для воспитания интонационной выразительности речи.
Развивая голосовой аппарат малышей, воспитатель должен учитывать их индивидуальные особенности. Если, например, ребенок имеет тихий, слабый голос, следует поощрять даже самое незначительное повышение его громкости, постепенно доводя его до нормы.
Работа по развитию голосового аппарата может включаться в содержание речевого или музыкального занятия.
Обучение детей умению пользоваться умеренным темпом речи осуществляется прежде всего на основе личного примера воспитателя. Однако уже на третьем году жизни следует обращать внимание детей на то, что слова могут произноситься и быстро, и медленно. Педагог в игровой форме произносит звукосочетания с различной скоростью и предлагает детям их воспроизвести. Таким способом он приучает малышей не только дифференцировать скорость произнесения слов на слух, но и говорить в различном темпе.
Новое в образовании:
Развитие идентичности
Процесс развития идентичности Э. Эриксон понимает как одновременно интеграцию и дифференциацию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). Всякий раз, когда возникают какие-либо изменения – биологические или социальные, - необходимы интегрирующая работа эго и переструктурирование элементов ...
Кризис системы образования
С момента обретения независимости каждое из государств Азии начало развивать свою собственную образовательную модель, причем различия в программах реформ объяснялись различиями в социальной открытости и прогрессе в переходе к рыночной экономике. Страны, больше других продвинувшиеся в проведении рын ...
Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности ...